Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-1
Заголовок Антропоморфная пластика Триполья-Кукутени: особенности декора и его интерпретации.
Автор email mitina.mary@gmail.com
Сведения об авторе Митина Мария Николаевна — аспирант. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, ул. Фучика д. 15, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 192238.
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa166-1-1
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 1722
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 738.8 Индекс ББК 85.13
Аннотация

Статья посвящена мелкой пластике Триполья-Кукутени, выявлению особенностей ее декора. Подавляющее большинство фигурок, относящихся как к Триполью-Кукутени, так и к окружающим культурам, богато декорированы. Вопрос интерпретации декора на поверхности статуэток Триполья-Кукутени, как и многих культур, близких по хронологии, поднимался неоднократно. Характер оформления большинства статуэток — а именно практически полное заполнение поверхности фигуры декором, ритм композиционного построения линий — говорит о возможной связи с орнаментами тканей. Целью автора стал поиск доказательств тезиса о том, что декор фигурок древнеземледельческой эпохи изображал преимущественно одежду. Ее плоскостное изображение выделяет искусство пластики мелких форм неолита и медного века Европы на фоне изобразительных традиций последующих эпох.
Остается проблема интерпретации пластики. Вследствие многообразия форм и декора ее нельзя решать путем однозначных предположений, что здесь мы видим только лишь изображения богов и богинь раннеземледельческого пантеона. Гораздо более продуктивным является подход, согласно которому по крайней мере часть фигурок может быть изображениями реальных или мифических предков, персонажей, подобных древнеиталийским ларам и пенатам — охранителям дома. Тогда исследование форм декора и, соответственно, одежды как атрибута персонажа даст возможность дальнейшей конкретизации персонажей и выявления образной структуры древнейшего европейского искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Митина М.Н. Антропоморфная пластика Триполья-Кукутени: особенности декора и его интерпретации. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 17–22. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-1
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Вiдейко М. Ю. Археологiчнi пам’ятки трипiльськоï культури на територiï Украïни. Реєстр. Вступне слово // Вiдейко М. Ю. Енциклопедiя трипiльськоï цивiлiзацiï: в 2-х т. — Т. 1. — Киïв: Укрполiграфмедiа, 2004. — 704 с.
  • Грязнов М. П. О так называемых женских статуэтках трипольской культуры // АСГЭ. — Вып. 6. — 1964. — С. 72–78.
  • Кожин П. М. Происхождение и развитие керамического производства и расписной орнаментации глиняной посуды // Труды Маргианской археологической экспедиции. Т. 5. Исследования Гонур Депе в 2011–2013 гг. — М.: Старый сад, 2014. — С. 112–126.
  • Массон В. М., Сарианиди В. И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификации и интерпретации. — М., 1973. — 210 с.
  • Новицкая М. А. Узорные ткани трипольской культуры (по материалам раскопок у с. Стена) // КСИА АН УССР. — Вып. 10. — 1960. — С. 33–35.
  • Погожева А. П. Антропоморфная пластика Триполья. — Новосибирск: Наука, 1983. — 119 c.
  • Рыбаков Б. А. Космогония и мифология земледельцев неолита. I // Советская археология — № 1. — 1965. — С. 24–47.
  • Тодорова Х. Археологическо проучване на праисторически обекти в района на с. Овчарово, Търговищко, през 1971–1974 // Овчарово. Разкопки и проучвания IX. — София: Археологически институт с музей, 1983. — С. 7–104.
  • Bailey D. W. Prehistoric Figurines: Representation and Corporeality in the Neolithic. — London: Routledge, 2005. — 243 p.
  • Gheorghiu D. Ritual Technology: An Experimental Approach to Cucuteni-Tripolye Chalcolithic Figurines // Gheorghiu D., Cyphers A. Anthropomorphic and Zoomorphic Miniature Figures in Eurasia, Africa and Meso-America. Morphology, Materiality, Technology and Context. British Archaeological Reports: International series. — Oxford: Archaeopress, 2010. — P. 61–72.
  • Gimbutas M. The Gods and Goddesses of Old Europe, 7000 to 3500 BC: Myths, Legends and Cult Images. — London: Thames & Hudson, 1974. — 303 p.
  • Hansen S. Pietrele an der Unteren Donau. Bericht über die Ausgrabungen und geomorphologischen Untersuchungen im Sommer 2011 // Eurasia Antiqua. — 2012. — Bd. 18. — S. 1–68.
  • Merlini M. A Semiotix Matrix to Distinguish between Decorations and Signs of Writing Employed by the Danube Civilization // Acta Terrae Septemcastrensis. — 2007. — T. VI. — P. 73–130.
  • Palaguta I. Technical Decoration of the Tripolye Ceramics // Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. — Amsterdam: Elsevier, 2009. Vol. 37 (2). — P. 85–91.
  • Palaguta I. V., Mitina M. N. On the Problem of Interpretation of the Neolithic Anthropomorphic Clay Sculpture: Figurine Sets — Their Structure, Functions and Analogies // Anthropomorphism and Symbolic Behaviour in the Neolithic and Copper Age Communities of S-E Europe. — Suceava, 2014. — P. 275–301.
  • Perlès C. The Early Neolithic in Greece. The First Farming Communities in Europe. — Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — 372 p.