Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-75
Заголовок Катрмер де Кенси о мимесисе. Классический концепт в классицистической теории искусства
Автор email mariachernysheva@mail.ru
Сведения об авторе Чернышева Мария Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034
В рубрике Западноевропейское искусство XVII–XIX веков. Судьба классической традиции: от образца к интерпретации DOI10.18688/aa155-7-75
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 689696
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.01 Индекс ББК 85.03
Аннотация

Антуан-Кризостом Катрмер де Кенси (1755–1849) был одной из самых деятельных и влиятельных фигур французской культуры, на протяжении многих лет активно участвуя в формировании художественной политики во Франции. Этот аспект его творчества наиболее исследован. Теоретические сочинения Катрмера рассматриваются прежде всего в контексте современных ему художественных представлений и течений, в поле противостояния классицизма и романтизма. Менее изучено место художественных воззрений Катрмера в истории европейской эстетической мысли, восходящей к античности. Именно на этой проблеме мы сосредоточимся в анализе трактата Катрмера «Эссе о сущности, цели и средствах подражания в изящных искусствах» (1823). Особое внимание будет уделено рецепции в этой работе классических положений миметической концепции, разработанных Платоном и Аристотелем. Вместе с тем в трактате Катрмера о мимесисе мы обнаружим автор обнаруживает симптомы девальвации этого понятия в культуре XIX в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Чернышева М. А. Катрмер де Кенси о мимесисе. Классический концепт в классицистической теории искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 689–696. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-75
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • [Аристотель]. Поэтика // Аристотель. Сочинения: в 4 тт. – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – 832 с.
  • [Аристотель]. Риторика // Аристотель. Поэтика. Риторика. О душе. – М.: Мир книги, 2007. – 398 с.
  • Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М.: Изд-во художественной литературы, 1957. – 520 с.
  • Платон. Государство // Платон. Сочинения: в 3 тт. – М.: Мысль, 1971. – Т. 3. Ч. 1. – 688 с.
  • Чернышева М. А. Мимесис в изобразительном искусстве: от греческой классики до французского сюрреализма: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. – 392 с.
  • Gilks D. J. E. A.-C. Quatremère de Quincy and regenerating the visual arts in France, c. 1770–1810. (Ph. D. Thesis). – University of Cambridge, 2008.
  • Lavin S. Quatremère de Quincy and the Revolution in Neo-Classical Egyptology // Culture and revolution: cultural ramifications of the French Revolution / G. Levitine (ed.). – College Park: University of Marylandat College Park, 1989. – Р. 160–170.
  • Luke Y. The Politics of Participation: Quatremère de Quincy and the Theory and Practice of “concours publiques” in Revolutionary France 1791–1795 // The Oxford Art Jurnal. – 1987. – No. 1. – P. 15–43.
  • Quatremère de Quincy A. Ch. Essai sur la nature, le but et les moyens de l’imitation dans les beaux-arts. – Paris: Treuttel et Würtz, 1823. – 435 p.
  • Quatremère de Quincy A. Ch. Lettres sur le préjudice qu’occasionneroient aux arts et à la science, le déplacement des monumens de l’art de l’Italie, le demembrement de ses écoles, et la spoliation de ses collections, galeries, musées, ect. – Paris: Impr. de Chapelet, 1796. – 74 p.
  • Quatremère de Quincy A. Ch. Rapport sur l’édifice dit de Sainte-Geneviève fait au Directoire du Département de Paris. – Paris: Impr. royale, 1791. – 50 p.
  • Rubin J. H. The politics of Quatremère de Quincy’s Romantic Classicism // Culture and revolution: cultural ramifications of the French Revolution / G. Levitine (ed.). – College Park: University of Marylandat College Park, 1989. – Р. 230–244.
  • Schneider R. L’esthétique classique chez Quatremère de Quincy (1805–1823). – Paris: Hachette et Cie, 1910. – 169 p.
  • Schneider R. Quatremère de Quincy et son intervention dans les arts. – Paris: Hachette et Cie, 1910. – 442 p.