Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-72
Заголовок Живопись Иоганна Цоффани, античное искусство, Италия и русские покровители: новый взгляд
Автор email anna.ambrosinimassari@uniurb.it
Сведения об авторе Анна Мария Амброзини Массари — профессор. Урбинский Университет имени Карло Бо, Via Bramante 17, Урбино, Италия, 61029
В рубрике Западноевропейское искусство XVII–XIX веков. Судьба классической традиции: от образца к интерпретации DOI10.18688/aa155-7-72
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 664671
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(410.1)8 Индекс ББК 85.03
Аннотация

Помещение, изображенное на знаменитой картине Иоганна Цоффани «Трибуна Уффици» (Королевское собрание, Виндзорский замок, Великобритания), не дает представления о подлинном облике зала, однако на полотне показаны произведения искусства, самые значимые и в художественном отношении, и с точки зрения образованности, которые подобало знать каждому хорошо воспитанному и просвещенному европейцу.
В творчестве И. Цоффани — немецкого художника, долгое время работавшего в Ганноверской Британии, содержится достаточно указаний на то, как европейские коллекционеры вдохновлялись античным искусством, например в картине «Библиотека Чарльза Таунли» (Бэрнли, Художественная галерея и музей в Таунли Холл). Кроме того, в картине «Трибуна Уффици» безупречно подобран состав памятников и показан обобщенный портрет того живого интернационального окружения, в котором художник вращался во Флоренции с 1773 по 1777 г., во время работы над «Трибуной». В статье предлагается авторское видение одного малоизвестного эпизода того времени, заслуживающего отдельного внимания. Речь идет о написанных Цоффани живописных портретах двух весьма влиятельных русских вельмож: светлейшего князя Григория Орлова, фаворита Екатерины II, и его брата графа Алексея Орлова. Возможно, именно от одного из братьев императрица узнала о создании полотна «Трибуна Уффици», которое, согласно некоторым источникам, она пожелала приобрести для своего блистательного собрания в Эрмитаже. Следы портретов братьев Орловых кисти Цоффани теряются, однако автор статьи, опираясь на важные письменные свидетельства, делает попытку полностью реконструировать историю их создания, выявить копии, варианты и некоторые другие связанные с ними произведения. Предложенная реконструкция способствует лучшему пониманию характера европейского художественного рынка и культурного обмена между Италией и Россией, причем особое внимание уделяется произведениям античного искусства. Эта работа, по мнению автора, может способствовать обнаружению оригинальных портретов братьев Орловых, которые, как он полагает, могут, оставаясь не атрибутированными, находиться где-либо в России.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Амброзини Массари А. М. Живопись Иоганна Цоффани, античное искусство, Италия и русские покровители: новый взгляд // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 664–671. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-72
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Ambrosini Massari A. M. Johan Zoffany in Italy: “…così esattamente che più oltre non si potrebbe”. Hogarth, Reynolds, Turner. British painting and the rise of modernity: Exhibition Catalogue. Milan, Skira Publ., p. 117–123 (in Italian).
  • Bianchi G. Ragguaglio Delle Antichità E Rarità Che Si Conservano Nella Galleria Mediceo-Imperiale Di Firenze. Firenze, Stamperia Imperiale Publ., 1759. 236 p. (in Italian).
  • Campbell Orr C. Six Courts and Four Empires: Zoffany as Courtier. Johan Zoffany RA: Society Observed: Exhibition Catalogue. New Haven — London, Yale Center for British Art, Yale University Press Publ., pp. 74–99.
  • Carlisle N. A concise account of the several foreign orders of the knighthood, and other marks of honourable distinction, especially of such as have been conferred upon British subjects: together with the names and achievements of those gallant men, who have been presented with honorary swords, or plate, by the Patriotic Fund Institution. London, J. Hearne Publ., 1839. 582 p.
  • Gipponi T. Maria Headfield Cosway: il fascino di una donna colta, geniale e moderna. Maria e Richard Cosway. Torino, Umberto Allemandi Publ., 1998, pр. 11–36 (in Italian).
  • Giusto M. Principi in posa. Ritratti del Settecento alla Galleria Nazionale di Parma. Nuove acquisizioni e restauri: exhibition catalogue. Parma, Silvana editore Cinisello Balsamo Publ., 2005. 95 p. (in Italian).
  • Miller Lady A. Letters from Italy, describing the manners, customs, antiquities, paintings, &c. of that country, in the years MDCCLXX and MDCCLXXI, to a friend residing in France. By an English woman, vol. 2. London, Edward and Charles Dilly Publ., 1776, 434 p.
  • Postle M. Johan Zoffany: An Artist Abroad. Johan Zoffany RA: Society Observed: Exhibition Catalogue. New Haven — London, Yale University Press Publ., 2012, pp. 13–49.
  • Postle M. Johan Zoffany: RA Society Observed: Exhibition Catalogue. New Haven — London, Yale Center for British Art, Yale University Press Publ., 2012, pp. 241–242.
  • Shawe-Taylor D. The Conversation Piece: Scenes of Fashionable Life: Exhibition Catalogue. London, Royal Collection publications Publ., 2009. 192 p.
  • Treadwell P. Johan Zoffany Artist and Adventurer. London, Paul Holberton Publ., 2009. 469 p.
  • Vaughan G. Reflections on Charles Townley and His Friends. Apollo, 1996, no. 144, p. 32–35.
  • Walpole H. Horace Walpole’s Correspondence with Sir Horace Mann. The Yale Editions of Horace Walpole’s Correspondence, vol. 24. New Haven, Yale University Press Publ. — London, Oxford University Press Publ., 1967. 553 p.
  • Webster M. Johan Zoffany. New Haven — London, Yale University Press Publ., 2011. 708 p.