Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-71
Заголовок Изображения «Двенадцати цезарей» от Тициана до конца XVII века: образы военного триумфа испанской монархии
Автор email mavazquez@geo.uned.es
Сведения об авторе Маргарита-Анна Васкес-Манассеро — Ph. D., научный сотрудник. Государственный университет заочного образования (UNED), Senda del Rey Str., 7, Мадрид, Испания, 28040
В рубрике Западноевропейское искусство XVII–XIX веков. Судьба классической традиции: от образца к интерпретации DOI10.18688/aa155-7-71
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 655663
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034 Индекс ББК 85.03
Аннотация

В статье анализируется современная интерпретация серии картин «Двенадцать цезарей» кисти Тициана, история ее бытования и тиражирования после доставки в старый дворец Алькасар в Мадриде и до конца XVII в. В первую очередь автор уделяет внимание тем произведениям серии, которые украшали дворцы испанских монархов, а также — использованию иконографии цезарей для прославления династии Габсбургов, в том числе в оформлении триумфальных шествий.
В это время по примеру монархов, следуя их тяготению к изображениям «Двенадцати цезарей», подобную коллекционную деятельность стала практиковать и испанская аристократия. В статье публикуются выявленные автором в инвентарях художественных собраний, принадлежавших знатным лицам, сведения о произведениях, созданных на основе этой тициановской серии, и приводятся новые документальные свидетельства о заказах подобного рода, что объясняет необычайную распространенность классицизирующих изображений императоров, способствовавших постепенному сложению в течение Золотого века Испании изобразительного типа современного воина.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Васкес-Манассеро М.-А. Изображения «Двенадцати цезарей» от Тициана до конца XVII века: образы военного триумфа испанской монархии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 655–663. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-71
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Bottineau Y. L’Alcázar de Madrid et l’inventaire de 1686. Aspects de la cour d’Espagne au XVIIe siècle. Bulletin Hispanique, 1958, vol. 60, no. 2, pp. 145–179. (in French).
  • Brown J.; Elliott J. La almoneda del siglo. Relaciones artísticas entre España y Gran Bretaña, 1604–1655: Catalogue. Madrid, Museo Nacional del Prado Publ., 2002. 432 p. (in Spanish).
  • Burke M. B.; Cherry P. Spanish Inventories. Collections of paintings in Madrid: 1601–1755, vol. 1. Los Angeles, The J. Paul Getty Trust Publ., 1997. 1067 p.
  • Checa-Cremades F. Tiziano y las cortes del Renacimiento. Madrid, Marcial Pons Historia Publ., 2013. 525 p. (in Spanish).
  • Dolce L. Diálogo de la pintura, titulado Aretino y otros escritos de arte. Madrid, Akal Publ., 2010. 284 p. (in Spanish).
  • Fernández-Bayton G. Inventarios Reales: testamentaría del Rey Carlos II (1701–1703), vol. 1. Madrid, Museo del Prado-Patronato Nacional de Museos Publ., 1975. 385 p. (in Spanish).
  • Gevaerts J. G. Pompa introitus honori Serenissimi Principis Fernandi Austriaci Hispaniarum Infantis S.R.E. Card. Belgarum Brugundionum gubernatoris. etc.a S.P.Q. Antuerp. decreta et adornata Cùm mox à nobilissimà ad Norlingam partà Victorià Antverpiam Auspicatissimo Aduentu suo bearet XV Kal. Maii, ann. MDCXXXV arcus, pegmata, iconesq. a Pet. Pavlo Rubenio Equite inuentas & delineatas Inscriptionibus & Elogiis ornabat; libroq. commmentario illustrabat Casperius Geuartius I.D. Antwerp, 1641. 189 p. (in Latin).
  • González-Dávila, G. Teatro de las Grandezas de la Villa de Madrid Corte de los Reyes Católicos de España. Al muy poderoso Señor Rey Don Filipe IV. Madrid, Imprenta Thomas Iunti Publ., 1623. 522 p. (in Spanish).
  • López-Navío J. L. La gran colección de pinturas del Marqués de Leganés. Analecta Calsanctiana, 1962, no. 4, pp. 259–330 (in Spanish).
  • Martin J. R. The Decorations for the Pompa Introitus Ferdinandi. Corpus Rubenianum Ludwig Burchard, vol. 16. London, Phaidon Publ., 1972. 278 p.
  • Martínez Leiva G.; Rodríguez Rebollo Á. (eds.). Qvadros [sic] y otras cosas que tienen [sic] su magestad Felipe IV en este Alcázar de Madrid: año de 1636. Madrid, Fundación Universitaria Española, “Marqués de Lozoya” Publ., 2007. 259 p. (in Spanish).
  • Morán-Turina J. M., Checa-Cremades F. El coleccionismo en España: de la cámara de maravillas a la galería de pinturas. Madrid, Cátedra Publ., 1985. 306 p. (in Spanish).
  • Navarrete-Prieto B. La pintura andaluza en sus fuentes grabadas. Madrid, Fundación de Apoyo a la Historia del Arte Hispánico Publ., 1998. 389 p. (in Spanish).
  • Saavedra-Fajardo D. Idea de un príncipe político christiano: representada en cien empresas. Va enmendada en esta tercera impression de todos los hierros que avia en las otras. Valencia, Geronimo Villagrasa Publ., 1665. 694 p. (in Spanish).
  • Sánchez-Cantón F. J. Inventarios reales: Alcázar de Madrid (1636, 1666). Sitio Real de El Pardo (1674), vol. 2. Madrid, no Publ., 1934. 201 p. (in Spanish).
  • Schröder S. F. Las series de los Doce Emperadores. El coleccionismo de escultura clásica en España: actas del simposio. Madrid, Museo Nacional del Prado Publ., 2001, pp. 43–60 (in Spanish).
  • Vera y Zúñiga J. A. Epitome de la vida i hechos del invicto enperador Carlos.V. al Serenisimo S.or D. Carlos de Austria infante de España. Madrid, Viuda de Alonso Martín Publ., 1622. 114 p. (in Spanish).
  • Villalta D. Tratado de estatuas antiguas y el principio que tuvieron con memoria particular de las figuras y retratos de los Reyes de España recogidas por Diego de Villalta, dirigido al Príncipe de las Españas don Felipe. Madrid, Biblioteca Nacional Publ., 1589. 45 p. (in Spanish).
  • Vlieghe H. Rubens portraits of Indentified Sitters Painted in Antwerp. Corpus Rubenianum Ludwig Burchard, vol. 19–II. New York, Oxford University Press Publ., 1987. 400 p.
  • Wethey H. E. The mythological and historical paintings. The paintings of Titian, vol. 3. London, Phaidon Publ., 1975. 488 p.