Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-70
Заголовок Художественные галереи в живописных произведениях: что изображено на картине «Студия Рубенса»?
Автор email floorkoeleman@gmail.com
Сведения об авторе Флоор Анна Кёлеман — искусствовед, магистрант. Неймегенский Университет имени святого Радбода Утрехтского, Comeniuslaan, 4, Неймеген, Нидерданды 6525 HP
В рубрике Западноевропейское искусство XVII–XIX веков. Судьба классической традиции: от образца к интерпретации DOI10.18688/aa155-7-70
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 647654
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(493) Индекс ББК 85.14
Аннотация

Картины с изображением художественных галерей интересны не только тем, какие именно произведения искусства на них представлены. Такие картины позволяют зрителю понимать тот контекст, в котором они были некогда показаны посетителям. Особого внимания заслуживает художественная галерея Питера Пауля Рубенса, обладателя прославленного собрания произведений живописи и античной скульптуры. Возможно, эта галерея изображена на хранящемся в Палаццо Питти во Флоренции полотне XVII в., предположительно кисти фламандского живописца и арт-дилера Корнелиса де Бельера (1607–1671), носящем название «Студия Рубенса». Автор статьи задается вопросом, действительно ли на картине изображена именно она, и предпринимает попытку исследовать вопрос с разных точек зрения: рассматриваются все показанные на полотне произведения искусства и стаффаж, обсуждается происхождение самой картины и ее место в ряду подобных памятников, представляющих художественные галереи Антверпена XVII столетия. Если на картине де Бельера действительно изображена галерея Рубенса, то следует признать, что это единственное известное на сегодняшний день ее изображение. В противном случае следует выяснить, что же представлено на картине и почему. В результате изучения «Студии Рубенса» автор приходит к выводу, что лишь некоторые особенности убранства роднят изображенное помещение с «Пантеоном», где хранились античные скульптуры из собрания Рубенса. Автор статьи считает, что в свете проведенного исследования было бы предпочтительно изменить название картины. Немаловажно, однако, что уже проделанная работа позволила выявить связи, существовавшие между художниками, их покровителями, арт-дилерами, знатоками и ценителями искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кёлеман Ф. А. Художественные галереи в живописных произведениях: что изображено на картине «Студия Рубенса»? // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 647–654. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-70
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Belkin K. L.; Healy F. A House of Art: Rubens as Collector. Schoten, BAI Publ., 2004. 342 p.
  • Bodart D. Rubens e la Pittura Fiamminga del Seicento nelle Collezioni Pubbliche Fiorentine. Rubens et la Peinture Flamande du XVIIème Siècle dans les Collections Publiques Florentines. Florence, Centro Di Publ., 1977. 368 p. (in Italian).
  • Chiarini M.; Padovani S.; Casciu S. La Galleria Palatina e gli Appartamenti Reali di Palazzo Pitti. Catalogo dei Dipinti (Storia delle Collezioni), vol. 1. Florence, Centro Di Publ., 2003. 310 p. (in Itaian).
  • Denucé J. Inventare von Kunstsammlungen zu Antwerpen im 16. und 17. Jahrhundert, vol. 2. Antwerpen, Verlag “De Sikkel” Publ., 1932. 401 p. (in German).
  • Duverger E. Nieuwe Gegevens Betreffende de Kunsthandel van Matthijs Musson en Maria Fourmenois te Antwerpen tussen 1633 en 1681. Ghent, [s.n.], 1969. 275 p. (in Dutch).
  • Holst N. von. Creators, Collectors, and Connoisseurs; the Anatomy of Artistic Taste from Antiquity to the Present Day. London, Thames and Hudson Publ., 1967. 400 p.
  • Kelly F. M. A “Gallery” Picture by Cornelius de Baellieur. The Burlington Magazine for Connoisseurs, 1920, vol. 36. no. 207 (Jun.), pp. 293–295.
  • Müller J. M. Rubens; the Artist as Collector. Princeton, New Jersey, Princeton University Press Publ., 1989. 185 p.
  • Prosperetti L. Landscape and Philosophy in the Art of Jan Brueghel the Elder (1568–1625). London, Ashgate Publ., 2009. 274 p.
  • Speth-Holterhoff S. Les Peintres Flamands de Cabinets d’Amateurs du XVIIe Siècle. Brussels, Elsevier Publ., 1957. 230 p. (in French).