Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-3-36
Заголовок Светоживописные эффекты в интерьере ярославского храма с росписями XVII века и актуальность световой выразительности декорации в идейном контексте эпохи
Автор email rozhnjatovskij@gmail.com
Сведения об авторе Рожнятовский Всеволод Михайлович — кандидат искусствоведения, доцент. Институт телевидения, бизнеса и дизайна, Синопская наб., 64, литера А, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187
В рубрике Гармония классики под сводами Древней Руси DOI10.18688/aa155-3-36
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 338347
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 94 (495+47) «1551/1700»; 726.7 Индекс ББК 85.11
Аннотация

 Цель статьи — введение в научный оборот новых сведений о возможности смыслового выражения символической декорации позднесредневекового храма через световые эффекты и светоживописные сочетания.

В ходе наблюдений световых эффектов в двух памятниках с росписями второй половины XVII в. — в церкви Николы Мокрого в Ярославле и в Воскресенском соборе в Романове-Борисоглебске (ныне Тутаев) — зафиксированы выразительные сочетания световых проекций окон на стенах и живописно-композиционного построения. Такие сочетания воспринимаются как изобразительные образы и внятное смысловое дополнение к живописному сюжетному высказыванию. Для создания таких образов живописец должен соотнести мерно-пропорциональное построение росписей с архитектурным строем, учесть пометками искажение световых проекций на плоскостях стен в разные сезонные сроки и часы дня и, живописно обыграв характерные светопроявления, включить их в композицию как сюжетную деталь. Наблюдения автора как раз демонстрируют эти намеренные приемы по устройству светоживописных комбинаций.

Обнаруженные светоживописные образы выступают частью риторического высказывания символической храмовой декорации, и в этом автор усматривает продолжение практики устройства световых эффектов в интерьере храма в Византии и Древней Руси XI–XV вв. В письменных источниках рассматриваемой в статье эпохи автор находит свидетельства об интересе к символике света и огня, к обострению смысловой риторики храмовой декорации и поясняет этот интерес в аспектах полемического противостояния различных идеологических проектов в русском обществе XVII в.  

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Рожнятовский Вс. М. Светоживописные эффекты в интерьере ярославского храма с росписями XVII века и актуальность световой выразительности декорации в идейном контексте эпохи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 338–347. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-3-36
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. – 426 с.
  • Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII – начала XVIII века. – М.: Искусство, 1983. – 147 с.
  • Бусева-Давыдова И. Л. Об идейном замысле «Нового Иерусалима» патриарха Никона // Иерусалим в русской культуре. М.: Наука, 1994. – С. 174–181.
  • Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. – М.-СПб.: Университетская книга, 1999. – 527 с.
  • Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. VI. История живописи. Допетровская эпоха. – М.: Кнебель, 1915. – 536 с.
  • Евсеева Л. М. Афонская книга образцов. XV в. – М.: Индрик.1998. – 381 с.
  • Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное Дионисием Фурноаграфиотом, 1701– 1755 гг. / Пер.: еп. Порфирий (Успенский). – М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. – 238 с.
  • Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира: материалы международного симпозиума. – Ярославль.: Филигрань, 2014. – 217 с.
  • Зеленская Г. М. Концепция света в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря // Иеротопия огня и света в культуре византийского мира / Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Феория, 2013. – С. 507–537.
  • История русского искусства. Т. IV / Ред. И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – 760 с.
  • Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. – М.: Феория. Троица, 2009. – 352 с.
  • Лидов А. М. Сияющий диск и вращающийся храм. Икона света в византийской культуре // Византийский временник. – T. 72. – М.: Наука, 2013. – С. 277–292.
  • Муравьев А. В. Огонь и свет в сакральном пространстве старообрядческой церкви // Иеротопия огня и света в культуре византийского мира / Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Феория, 2013. – С. 489–498.
  • Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Индрик, 2009. – 910 с.
  • Православная икона. Канон и стиль. К Богословскому рассмотрению образа. – М.: Православный паломник, Глаголы жизни, 1998. – 495 с.
  • Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Индрик, 2011. – 702 с.
  • Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты. – М.: АН СССР, 1963. – С. 139–178.
  • Рожнятовский Вс. М. Рукотворенный свет. Световые эффекты как самостоятельный элемент декорации восточнохристианского храма. – СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге – 480 с.
  • Рожнятовский Вс. М. Перфомативная иконография. Световые эффекты в пространстве восточнохристианского храма // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Индрик, 2011. – С. 393–442.
  • Рожнятовский В. М. Дневное освещение как самостоятельный элемент декорации древнерусского храма / Автореф. дис. канд. иск. – М.: НИИ АХ, 2007. – 32 с.
  • Розов Н. Н. Настенные росписи на сюжеты древнерусской литературы в Воскресенском соборе в городе Тутаеве // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XII. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – С. 325–336.
  • Рыбин К. Г. Краткие сведения о монастырях и церквях ярославской епархии. – Ярославль: Тип. Губернской земской управы, 1908. – 550 c.
  • Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа росписей собора Снетогорского монастыря (по материалам последних раскрытий) // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896–1990). – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – С. 229–259.
  • Седов Вл. В. Проблема окна в древнерусской архитектуре: некоторые тексты // Иеротопия огня и света в культуре византийского мира / Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Феория, 2013. – С. 422–443.
  • Семенова С. Б. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. – Романов-Борисоглебск: Отчий дом, 2012. – 96 с.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.). Ч. 2. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. – 439 с.
  • Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль / Ред. В. А. Виноград. – М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву, архитектуре и строит. материалам, 1960. – 276 с.
  • Суслов В. В. Древние церкви в Романове-Борисоглебске // Зодчий, 1885. № 5–6. – С. 33–36.
  • Титов А. А. Путеводитель по городу Ярославлю, с планом города. – М.: Нобель пресс, 1883. – 210 с.
  • Тычинская П. А. Огненный лик. Образ Божественного света в иконографии небесных сил // Иеротопия огня и света в культуре византийского мира / Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Феория, 2013. – С. 475–488.
  • Чумичева О. В. Большой Московский собор 1666–1667 // Православная энциклопедия. Т. V. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – С. 679–684.
  • Чумичева О. В. «Огонь просветительный» в русской богословской полемике первой половины – середины XVII в. // Иеротопия огня и света в культуре византийского мира / Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Феория, 2013. – С. 499–506.
  • Чумичева О. В. «Послание о видимом образе Божием» Ивана Бегичева: полемика, предшествовавшая Большому Московскому собору 1666–1667 годов // Филёвские чтения XI. Тезисы конференции 24–26 декабря 2012 года. – М., 2012. – С. 100–102.
  • Чумичева О. В. Споры об исправлении Требника в первой половине XVII в.: вопросы текстологии // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 56. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. – С. 566–574.
  • Iliadis I. The Panagia Kosmosoteira at Pherai (Vira): the natural lighting of the katholikon // Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik, 55. Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. – 2005. – S. 229– 247.
  • Potamianos I. Light into Architecture. Evocative aspects of natural light as related to liturgy in Byzantine churches. Ph. D. The University of Michigan. – Michigan, 1996. – 134 P.
  • Theis L. Lampen, Leuchten, Licht // Byzans. Das Light ous dem Osten.Kult und Alltag im Byzantinicschen Reich, vom 4, bis 15. Jahrhundert. Mainz: Verlag Philipp von Zabern, 2001. – S. 53–64.
  • Іακωβοs Ποταμιάνοs Το φωσ στη Βυζάντινη Εκκλησιά. – Θέσσαλονικη.: University Studio Press, 2000. – 398 p.