Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-54
Заголовок Рецепция античных сюжетов и форм в художественных заказах императора Максимилиана I Габсбурга
Автор email mila_grafik@mail.ru
Сведения об авторе Фролова (Михайлова) Людмила Валерьевна — аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034
В рубрике Искусство античного мира в зеркале Ренессанса DOI10.18688/aa155-5-54
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 492501
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(430) Индекс ББК 85.03
Аннотация

Роль античных сюжетов, образов и форм в официальном искусстве, создававшемся по заказу императора Максимилиана I Габсбурга, — актуальный вопрос, не освещавшийся ранее в научной литературе. Масштабные художественные комплексы: гробница Максимилиана (1511–1563, Инсбрук, Хофкирхе), гравюры «Триумфальной арки» (1515) и «Триумфальной процессии» (1516–1519), иллюстрации к роману «Вайсскуниг» (ок. 1512–1519) несут на себе отпечаток античной традиции. В художественных заказах Максимилиана I отражены различные грани античной культуры. Большое значение для императора имели античная героика и античное христианство. Некоторые исторические и мифологические персонажи играли особую роль в официальном искусстве императора. Среди них — римские императоры, Аполлон, музы, сатиры. Гуманисты, авторы программ для произведений императорской пропаганды, видели в античности источник образованности и родину искусства. Для художников памятники античного, а также итальянского искусства, воспринимавшегося как подлинно античное, служили набором образцов. Кроме того, А. Дюрер и некоторые мастера его круга стремились воссоздать античную теорию пропорций человеческой фигуры. Эти поиски отразились и в работах, созданных по заказу Максимилиана I. В качестве источников античных мотивов в официальном искусстве Максимилиана I использовались древнеримские и итальянские монеты, медали и гравюры конца XV в. Среди них выявлены некоторые конкретные изображения, вероятно, служившие образцами для немецких мастеров из окружения Максимилиана I.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Фролова (Михайлова) Л. В. Рецепция античных сюжетов и форм в художественных заказах императора Максимилиана I Габсбурга // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 492–501. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-54
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Брагина Л. М. Эразм Роттердамский о роли итальянских гуманистов в европейской культуре // Долгое Средневековье. – М.: Кучково поле, 2011. – C. 107–115.
  • Дмитриева М. Э. Античность в восприятии немецких гуманистов и творчестве А. Дюрера // Проблемы истории докапиталистических формаций. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – C. 137–150.
  • Дмитриева М. Э. Античные образы и сюжеты в искусстве Немецкого Возрождения // Проблемы истории античности и средних веков. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – C. 158–174.
  • Доронин А. В. Миф и национальная история в культуре Возрождения в Германии // Миф в культуре Возрождения. – М.: Наука, 2003. – C. 198–209.
  • Евсевий Кесарийский. Церковная история. VI. 34. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/6_34 (дата обращения: 24.02.2015).
  • Ковалев В. А. Истина мифа власти: континуитет и дисконтинуитет в аккламационных процессиях английских монархов конца XIV – начала XVII века // Королевский двор в Англии XV–XVII веков. Труды СПбГУ, Т. 7. – СПб: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2011. – C. 295–365.
  • Либман М. Я. К иконографии «Нимфы источника» Лукаса Кранаха Старшего // Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. – М.: Советский художник, 1991. – С. 149–152.
  • Панофский Э. Альбрехт Дюрер и классическая античность // Смысл и толкование изобразительного искусства / пер. В. В. Симонова. – СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. – C. 273– 332.
  • Цельтис К. Стихотворения. – М.: Наука, 1990. – 402 с.
  • Henig M. “Et in Arcadia Ego”: Satyrs and Maenads in the Ancient World and Beyond // Studies in the History of Art. – 1997. – Vol. 54. – P. 22–31.
  • Horn Ch. M. Doctor Conrad Peutingers Beziehungen zu Kaiser Maximilian I. (Unveröffentlichte Dissertation). – Graz, 1977. –192 S.
  • Kaulbach H.-M. Neues vom Weisskunig. Geschichte und Selbstdarstellung Kaiser Maximilian I in Holzschnitten. – Stuttgart: Graphische Sammlung Staatgalerie Stuttgart, 1994. – 18 S.
  • Koreny F. “Ottoprecht Fürscht” eine unbekannte Zeichnung von Albrecht Dьrer. Kaiser Maximilian I. und sein Grabmal in der Hofkirche zu Innsbruck // Jahrbuch der Berliner Museen. – 1989. – Bd. 31. – P. 127–148.
  • Leidinger G. Albrecht Dürer und die “Hypnerotomachia Poliphili”. – München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1929. – 36 S.
  • Michel E. Triumphzug Kaiser Maximilians I // Kaiser Maximilian und die Kunst der Dürerzeit. – München — London — New York: Prestel, 2013. – S. 268–273.
  • Müller M. F., Röver-Kann A. Künstler und Kaiser. Albrecht Dürer und Kaiser Maximilian I. Der Triumph des römischdeutschen Kaiserhofes. Ausstellungskatalog Kunsthalle Bremen (25.11.2003–18.01.2004). – Bremen: Werbedruck Bremen H. M. Hauschild, 2003. – 112 S.
  • Polleroß F. Tradition und Innovation. Kaiser Maximilian I im Porträt // Kaiser Maximilian und die Kunst der Dürerzeit. – München — London — New York: Prestel, 2013. – S. 101–115.
  • Silver L. Marketing Maximilian. The Virtual Ideology of a Holy Roman Emperor. — Princeton — Oxford: Princeton University Press, 2008. – 304 p.
  • Wood Ch. S. Maximilian I as Archeologist // Renaissance Quarterly. – 2005. – Vol. 58. – No. 4. – P. 1128–1174.
  • Warburg A. M. Heidnisch-antike Weissagung in Wort und Bild zu Luthers Zeiten. – Heidelberg: Winter, 1920. – 102 S.