Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-51
Заголовок «Ornamenti infiniti» и наследие античности в творчестве Бенедетто да Ровеццано
Автор email marina.lopukhova@gmail.com
Сведения об авторе Лопухова Марина Александровна — старший преподаватель. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ломоносовский пр., 27-4, ГСП-1, Москва, Российская Федерация, 119991
В рубрике Искусство античного мира в зеркале Ренессанса DOI10.18688/aa155-5-51
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 467474
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7. 034, 7.045 (7.048.1) Индекс ББК 85.13
Аннотация

Анализ мемориальной пластики и декоративной скульптуры Бенедетто да Ровеццано (1474 – после 1554), мастера флорентийского Высокого Возрождения, выявляет значительность его заимствований из репертуара античного искусства. В многофигурных сценах Бенедетто использует композиционные принципы рельефов римских саркофагов и немало единичных пластических «цитат» из них. В то же время он выступает прямым наследником орнаментальной традиции позднего Кватроченто, в особенности Андреа Сансовино и Джулиано да Сангалло. Тщательность проработки и внимание к разнообразию фактур соединяются в этой традиции с вариативностью декоративных мотивов, а проблема их аранжировки не менее важна, чем поиск непосредственных археологических прототипов. Сложное символическое наполнение классических деталей, которые становятся программными элементами ряда надгробий работы скульптора, свидетельствует об их прямой связи с творчеством Филиппино Липпи, чему в статье уделено значительное внимание.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лопухова М. А. «Ornamenti infiniti» и наследие античности в творчестве Бенедетто да Ровеццано // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 467–474. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-51
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Avery Ch. Florentine Renaissance sculpture. – London: Murray, 1970. – 274 p.
  • Bober P. P., Rubinstein R. Renaissance artists and antique sculpture: a handbook of source. – London: Harvey Miller, 1986. – 522 p.
  • Bruschi A. Una tendenza linguistica “medicea” nell’architettura del Rinascimento [1983] // Bruschi A. L’antico, la tradizione, il moderno. Da Arnolfo a Peruzzi, saggi sull’architettura del Rinascimento. – Milano: Mondadori Electa, 2004. – P. 276–301.
  • Burger F. Geschichte des florentinischen Grabmals von den ältesten Zeiten bis Michelangelo. – Strassburg: Heitz, 1904. – 423 S.
  • Caglioti F. Su Matteo Civitali scultore // Matteo Civitali e il suo tempo. Pittori, scultori e orafi a Lucca nel tardo Quattrocento: catalogo della mostra / a cura di C. Baracchini. – Cinisello Balsamo, Milano: Silvana Ed., 2004. – P. 29–77.
  • Donati G. Un giovane scultore fiorentino e la congiuntura sansovinesca del pieno Rinascimento // Prospettiva. – Firenze: Centro Di, 2008. – Vol. 130/131. – Р. 107–134.
  • Geiger G. L. Filippino Lippi’s Carafa chapel: renaissance art in Rome. – Kirksville/Ma.: Sixteenth Century Journal Publ., 1986. – 208 p.
  • Gentilini G. I Della Robbia: la scultura invetriata nel Rinascimento. – Firenze: Cantini, 1992. – 523 p.
  • Lisner M. Andrea Sansovino und die Sakramentskapelle der Corbinelli mit Notizen zum alten Chor von Santo Spirito in Florenz // Zeitschrift für Kunstgeschichte. – München — Berlin: Deutscher Kunstverlag, 1987. – Bd. 50. Heft 2. – S. 207–274.
  • Luporini E. Benedetto da Rovezzano. – Milano: Ed. di Comunità, 1964. – 181 p.
  • Matucci B. Benedetto da Rovezzano and the Altoviti in Florence: hypotheses and new interpretations for the Church of Santi Apostoli // The Anglo-Florentine Renaissance: Art for the Early Tudors / C. M. Sicca; L. A. Waldman (eds.). – New Haven: Yale Center for British Art, 2012. – P. 149–176.
  • Matucci B. “Ornamentation symbolique”: una rilettura del cenotafio Soderini di Benedetto da Rovezzano // Artista. – Firenze: Le Lettere, 2007. – P. 74–109.
  • Matucci B. “Ratio ancilla fidei”: una proposta per la letteratura del monumento di San Giovanni Gualberto di Benedetto da Rovezzano // I Tatti studies. – Florence: The Harvard Center for Italian Renaissance Studies, 2010. – Vol. 13. – P. 91–125.
  • Sale J. R. Filippino Lippi’s Strozzi Chapel in Santa Maria Novella. – New York — London: Garland, 1979. – 540 p.
  • Shearman J. Andrea del Sarto. – Oxford: Clarendon Press, 1965. – 446 p.
  • Venturi A. Storia dell’arte italiana. La scultura del Cinquecento. – Milano: Hoepli, 1935. – Vol. X. Parte 1. – 851 p.
  • Vasari G. Le vite de’ più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani / G. Milanesi (ed.). – Firenze: Sansoni, 1878. – Vol. 3. – 735 p.
  • Vasari G. Le vite de’ più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani / G. Milanesi (ed.). – Firenze: Sansoni, 1879. – Vol. 5. – 654 p.
  • Waldman L. A. Benedetto da Rovezzano in England and after: new research on the artist, his collaborators, and his family // The Anglo-Florentine Renaissance: Art for the Early Tudors / C.-M. Sicca; L.-A. Waldman (eds.). – New Haven: Yale Center for British Art, 2012. – P. 81–147.
  • Zanker P., Ewald B. C. Mit Mythen leben: die Bilderwelt der römischen Sarkophage. – München: Hirmer, 2004. – 389 S.