Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-48
Заголовок Архитектурные фантазии на тему античности в рисунке эпохи Ренессанса
Автор email
Сведения об авторе Ефимова Елена Анатольевна — кандидат искусствоведения, доцент. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ломоносовский пр. 27, корп. 4, Москва, Российская Федерация, 119992
В рубрике Искусство античного мира в зеркале Ренессанса DOI10.18688/aa155-5-48
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 442450
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.047.(21-21) Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы восприятия античных архитектурных памятников в художественной культуре Ренессанса. Автор рассматривает любопытный феномен — существование и достаточно широкое бытование в архитектурном рисунке и гравюре этой эпохи, наряду с изображением подлинных римских древностей, мнимых памятников и «псевдоантичных» фантазий, запечатленных в группе изображений, условно называемой Roma antica. Констатируется их длительное распространение и последовательная эволюция на протяжении столетия с конца XV до конца XVI в. как в Италии, так и за ее пределами, воздействие на различные виды изобразительного искусства: живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Анализируются различные версии происхождения этих фантазий, их связь как с гуманистической литературно-философской традицией, так и с профессиональной ремесленной практикой. Рассматривается вероятность отражения в них мотивов подлинной древнеримской живописи I в. н. э. и реального археологического опыта ренессансных художников, оценивается влияние, которое они оказали на формирование таких жанров, как архитектурный пейзаж с руинами, гротескный декор, архитектура малых форм в садово-парковом искусстве, — а также на развитие теоретических взглядов и конкретных проектов ренессансных архитекторов. В результате напрашивается вывод о том, что сосуществование в представлении Ренессанса двух пластов восприятия античности: с одной стороны — точной фиксации подлинных археологических памятников, а с другой — их вымышленных произвольных реконструкций, основанных на творческом перевоплощении исторического и художественного опыта, — раскрывает важную специфическую особенность мышления эпохи. Античность составляла в то время не отдаленный абстрактный идеал и не объект научных исследований, а живую актуальную материю, находящуюся в постоянном диалоге с современным художественным процессом. Осознание исторической дистанции между разными эпохами не означало разрыва между ними — античность продолжала «воссоздаваться» и домысливаться в соответствии с собственными творческими задачами. В этом творческом отношении к античности — отличие Ренессанса от всех последующих культур.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ефимова Е. А. Архитектурные фантазии на тему античности в рисунке эпохи Ренессанса // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 442–450. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-48
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Bartoli A. I monumenti antichi di Roma nei disegni degli Uffizi di Firenze. I–VI. – Roma: C. A. Bontempelli, 1914–1922.
  • Feuer-Toth R. Un traité italien du XVe siècle dans le Codex Zichy de Budapest // Les traités d’architecture de la Renaissance. Acte du colloque tenu à Tours de 1er au 11 juillet 1981 / Réunies par J. Guillaume. – Paris: Picard, 1988. – P. 100–113.
  • Frommel C. L. Peruzzis römische Anfänge. Von der “Pseudo-Cronaca-Gruppe” zu Bramante // Römisches Jahrbuch der Bibliotheca Hertziana. – 1991/92. – No 27/28. – P. 137–182.
  • Frommel C. L. L’esordio romano di Peruzzi: Dal gruppo di disegni dello Pseudo Cronaca a Bramante // C. L. Frommel Architettura alla corte papale nel rinascimento. – Milano: Electa, 2003. – S. 157–191.
  • Fuhring P. “Rvinarum Variarum Fabricarum”: the final flowering of Roma antica fantasy architecture in European printmaking // Reibungspunkte: Ordnung und Umbruch in Architektur und Kunst. Festschrift für Hubertus Günther / H. Hubach, B. von Orelli-Messirli, T. Tassini (hrsg.) – Petersberg: Imhof, 2008. – P. 91–101.
  • Fuhring P. Catalogue sommaire des estampes // Jacques Androuet du Cerceau “un des plus grands architects qui se soient jamais trouvés en France” / J. Guillaume (ed.) – Paris: Picard, 2010. – P. 301–321.
  • Fuhring P. Catalogue sommaire des recueils de dessins // Jacques Androuet du Cerceau “un des plus grands architects qui se soient jamais trouvés en France” / J. Guillaume (ed.) – Paris: Picard, 2010. – P. 323–332.
  • Geymüller H. de. Les Du Cerceau, leur vie et leur oeuvre, d’aprѐs les nouvelles recherches. – Paris: Imprimerie de l’art, 1887. – 348 p.
  • Günther H. Fantasie scritte e disegnate a confronto. La rappresentazione di edifici antichi nei disegni della collezione Santarelli // Linea 1. Grafie di Immagini tra Quatrocento e Cinquecento / M. Faietti; G. Wolf (ed). – Venise: Marsilio Editori, 2008. – P. 121–134. Add. P. 285–292.
  • Günther H. Du Cerceau et l’Antiquité // Jacques Androuet du Cerceau “un des plus grands architects qui se soient jamais trouvés en France” / J. Guillaume (ed.) – Paris: Picard, 2010. – P. 75–90.
  • Lanzarini O., Martiniz R. “Questo Libro fu d’Andrea Palladio”. Il Codice Destailleur B dell’Ermitage. – Roma: “l’Erma” di Bretschneider, 2015. – 332 p.
  • Loisel C. Il Rinascimento italiano nella collezione Rothschild del Louvre. Catalogo della mostra: Firenze, Casa Buonarroti, 27 maggio – 14 settembre 2009. – Firenze: Mandragora, 2009. – 176 p.
  • Scaglia G. Fantasy architecture of Roma antica // Arte lombarda. –1970. – No 2. – P. 9–24.
  • Scaglia G. Drawings of Roma Antica in a Vitruvian Edition of the Metropolitan Museum of Art. Part III: Index of Architectural Drawings, Sketchbooks, Copybooks and Albums by Renaissance Artists and Humanists // Römisches Jahrbuch der Biblioteca Hertziana. 1994. – No. 29 – Р. 97–136; 1995. – No 30. – P. 249–305.