Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-69
Заголовок Модерн и исторические стили в интерьере петербургских особняков конца XIX — начала XX века
Автор email anastasiadolgova@gmail.com
Сведения об авторе Долгова Анастасия Игоревна –хранитель. Всероссийский музей А. С. Пушкина, наб. реки Мойки, 12, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186
В рубрике Искусство XVIII–XIX веков в России: русский взгляд на классические традиции DOI10.18688/aa155-6-69
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 636645
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 747:725/728(470.23-25) Индекс ББК 85.11
Аннотация

До настоящего времени не все аспекты и формы воплощения модерна исследованы с одинаковой полнотой. В связи с этим актуальны исследования петербургского модерна, посвященные развитию искусства интерьера, отдельным памятникам и тенденциям в решении их внутреннего убранства. Предмет статьи — интерьеры петербургских особняков конца XIX – начала XX в. и сочетание в их оформлении элементов модерна и исторических стилей. Особой популярностью в этот период пользовались восходящие к античности неоклассицистические вариации: русский ампир и французский классицизм — стиль Людовика XVI. В интерьеры допускались и другие неостили, чаще других — необарокко, неорококо и неоготика.
Представлены три основных способа включения неостилей в интерьеры петербургского модерна: декорирование модерновых интерьеров отдельными «стильными» элементами или предметами — в первую очередь мебелью, ибо особым спросом в это время пользовались старинная мебель и предметы обстановки с легко узнаваемыми признаками известных исторических эпох; убранство отдельных (парадных) комнат в духе исторических стилей; творческая переработка и переосмысление заимствованных элементов, позволяющие органично вписать их в модерновый интерьер. Благодаря сохранившимся деталям интерьеров петербургских индивидуальных домов, фотографиям и архивным источникам каждый из подходов проиллюстрирован рядом примеров. Для иллюстрации выдвинутых положений привлечены известные памятники петербургского модерна: особняки М. Ф. Кшесинской, С. Н. Чаева, М. В. Зива, В. Э. Бранта, В. С. Кочубея, П. П. Форостовского, а также дом Товарищества Ф.Г. Бажанова.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Долгова А. И. Модерн и исторические стили в интерьере петербургских особняков конца XIX — начала XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 636–645. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-69
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Апышков В. П. Дом-особняк С. Н. Чаева в Петербурге // Зодчий. – 1908. – № 48. – С. 440–441.
  • Апышков В. П. Рациональное в новейшей архитектуре: Пробная лекция на звание преподавателя Академии и Училища. – СПб.: Т-во художественной печати, 1905. – 65 с.
  • Ботт И. К., Канева М. И. Русская мебель: История. Стили. Мастера. – СПб.: Искусство-СПб., 2003. – 512 с.
  • Брумфилд У. К. Новое в планировании русского жилья. 1895–1917 годы // Жилище в России: век XX. Архитектура и социальная история. – М.: Три квадрата, 2001. – С. 17–34.
  • Быковский К. М. Задачи архитектуры XIX века // Труды II съезда русских зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. – М.: [б. и.], 1899. – С. 16–20.
  • Всеобщая история интерьера / Н. К. Соловьев, М. Т. Майстровская, В. С. Турчин, В. Д. Дажина. – М.: Эксмо, 2013. – 782 с.
  • Гусева Н. Ю. «Стильная мебель» и ретроспективизм. – М.: Трилистник, 2003. – 112 с.
  • Дабижа О. Е. Поздний «стиль» особняков Р. Ф. Мельцера в Петербурге // 100 лет петербургскому модерну: Материалы научной конференции. 30 сентября – 2 октября 1999 года. – СПб.: Альт-Софт, Белое и Черное, 2000. – С. 147–159.
  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна: особняки и доходные дома. – СПб.: Коло, 2008. – 576 с.
  • Кириков Б. М. Образец петербургского модерна // Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца XIX – начала XX века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. – СПб.: Коло, 2006. – С. 261–276.
  • Кириков Б. М. Образец стиля модерн: новые материалы об интерьерах памятника архитектуры // Строительство и архитектура Ленинграда. – 1976. – № 6. – С. 38–41.
  • Кшесинская М. Ф. Воспоминания. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. – 414 с.
  • Мастера архитектуры об архитектуре: избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. Зарубежная архитектура. Конец XIX – XX век / Под ред. А. В. Иконникова. – М.: Искусство, 1972. – 590 с.
  • Матюнина Д. С. История интерьера: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Дизайн архитектурной среды». – М.: Академический проект, 2008. – 565 с.
  • Мюссе А. Исповедь сына века. Новеллы. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с.
  • Соловьев Н. К. История современного интерьера. – М.: Сварог и К, 2004. – 399 с.
  • Фогт Э., Кириков Б. М. Архитектор Карл Шмидт: Жизнь и творчество. – СПб.: Коло, 2011. – 272 с.
  • Brumfield W. C. Anti-Modernism and the Neoclassical Revival in Russian Architecture, 1906–1916 // Journal of the Society of Architectural Historians. – 1989. – Vol. 48. – No. 4. – P. 371–386.
  • Brumfield W. C. The Decorative Arts in Russian Architecture: 1900–1907 // The Journal of Decorative and Propaganda Arts. – 1987. –Vol. 5. – P. 12–27.
  • Brumfield W. C. The Origins of Modernism in Russian Architecture. – Berkeley — Los Angeles — Oxford: University of California press, 1991. – 343 p.
  • Cerman J. Wallpaper in the Bergès House near Grenoble: From Eclecticism to Art Nouveau // Studies in the Decorative Arts. – 2006. – Vol. 13. – No. 1. – P. 32–71.
  • Duncan A. Art Nouveau. – London: Thames and Hudson, 1999. – 216 p.
  • Duncan A. The Paris Salons: 1895–1914: in 4 vols. Vol III: Furniture. – Woodbridge: Antique Collectors’ Club, 2000. – 575 p.
  • Fahr-Becker G. Art Nouveau. – Potsdam: H. F. Ullmann, 2010. – 425 p.
  • Lasc A. I. Interior Decorating in the Age of Historicism: Popular Advice Manuals and the Pattern Books of Édouard Bajot // Journal of Design History. – 2013. – Vol. 26. – No. 1. – P. 1–24.
  • Loos A. «The Poor Little Rich Man» // Sarnitz A. Adolf Loos: 1870–1933: architect, cultural critic, dandy. – Köln — London — Los Angeles: Taschen, 2003. – P. 18–21.
  • McCorquodale Ch. The history of interior decoration. – Oxford: Phaidon, 1988. – 224 p.
  • Meeks С. Creative Eclecticism // Journal of the Society of Architectural Historians. – 1953. – Vol. 12, no. 4. – P. 15–18.
  • Pile J. A history of interior design. – London: Laurence King, 2009. – 480 p.
  • Piña L. Louis Rorimer: Interior Design, 1896–1939 // Winterthur Portfolio. – 1988. – Vol. 23. – No. 4. – P. 243–264.
  • Romãozinho A. M. Arte Nova e Eclectismo no palacete projectado por Ernesto Korrodi para a família Bouhon // Anais do Museu Paulista: história e cultura material. – 2013. – Vol. 21. – No. 2: Jul. – Dez. – P. 79–124.
  • Theiding K. O. Anxieties of Influence: British Responses to Art Nouveau: 1900–1904 // Journal of Design History. – 2006. – Vol. 19. – No. 3. – P. 215–231.
  • Troy N. Toward a Redefinition of Tradition in French Design: 1895 to 1914 // Design Issues. – 1984. – Vol. 1. – No. 2: Autumn. – P. 53–69.