Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-67
Заголовок Иконическая риторика в картине Александра Иванова «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару»
Автор email sechin_a@mail.ru
Сведения об авторе Сечин Александр Георгиевич — кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена, наб. р. Мойки, 48, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186
В рубрике Искусство XVIII–XIX веков в России: русский взгляд на классические традиции DOI10.18688/aa155-6-67
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 617625
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.03; 808.5 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Этой статьей автор продолжает свое исследование академической программы русского живописца, рассматривая его произведение как риторическое высказывание (см.: Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2014. Вып. 3. С. 121–137). Для более глубокого понимания внутренней формы произведения он подключает теорию иконической риторики Ю. М. Лотмана. Отмечаются два важных лотмановских тезиса: во-первых, о сущности риторического высказывания, которое не может быть выражено иначе, нериторическим образом, то есть имеет совершенно иную природу, чем пресловутые риторические «украшения»; во-вторых, введенное им понятие семантического тропа, возникающего в художественном тексте в результате схождения несходного, когда новый смысл высказан одновременно на двух кардинально отличающихся друг от друга языках, в данном случае — на языках речи и изображения. Такой семантический троп представляет собой содержание в выражении и поэтому позволяет говорить о нем как о внутренней форме картины. Таким образом, риторическое высказывание в данном случае является и содержанием, и формой художественного сообщения. Картина Иванова — яркий пример живописи подобного рода, где риторика противоположительного периода речи переплавляется искусством живописи в иконическую риторику изображения. Истоки иконической риторики в творчестве Иванова следует искать в господствовавшем в академической среде риторическом типе мышления. Подтверждением этому служат как размышления Н. Пуссена, особо чтимого в Академии художника, о творческом методе в живописи, так и подобранные автором примеры картин итальянских живописцев XVII в. — Т. Салини («Коронование терниями») и Д. Фетти («Давид с головой Голиафа»), в которых он находит подобное риторическое высказывание.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Сечин А. Г. Иконическая риторика в картине Александра Иванова «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 617–625. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-67
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Аверинцев С. С. Предисловие // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – С. 7–12.
  • Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. – М.: Наука, 1981. – С. 15–46.
  • Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806–1858 гг. / Издал Михаил Боткин. – СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1880. – XXXIX, 477 с.
  • Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 206 с.
  • Алленов М. М. Феноменология зрелищного пространства у Александра Иванова // Театральное пространство. Материалы научной конференции (1978) / Под общ. ред. И. Е. Даниловой; Гос. музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. – М.: Советский художник, 1979. – С. 377–407.
  • Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. 1806–1858: в 2 тт. ‒ Т. 1. – М.: Искусство, 1956. – 419 с.
  • Аристотель. Риторика / Пер. Н. Платоновой // Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – С. 15–164.
  • Библия. Восемь книг Ветхого Завета. Пятикнижие Моисеево, Книги Иисуса Навина, Судей и Руфь / Руcский пер. под ред. Г. П. Павского. – СПб.: Российское библейское общество, 1823–1825. – 424 с.
  • Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX веков. Каталог: в 15 тт. Т. 2: Первая половина XIX века (А–И). – СПб.: Palace Editions, 2002. – 255 с. – (Альманах. Вып. 19).
  • Золотов Ю. К. Пуссен. – М.: Искусство, 1988. – 375 с.
  • Лотман Ю. М. Иконическая риторика // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. – М.: Языки русской культуры, 1999. – С. 74–86.
  • Лотман Ю. М. Риторика // Лотман Ю. М. Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб., 1998. – С. 404–422.
  • Лотман Ю. М. Риторика // Труды по знаковым системам. – Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1981. – [Вып.] 12. – С. 8–28. – (Ученые записки Тартуского университета; Вып. 515).
  • Лотман Ю. М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) // Театральное пространство. Материалы научной конференции (1978) / Под общ. ред. И. Е. Даниловой; Гос. музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. – М.: Советский художник, 1979. – С. 238–252.
  • Маркова В. Э. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Италия XVII– XX веков. Собрание живописи. – М.: Галарт, 2002. – 471 с.
  • Неклюдова М. Г. Ранний период творчества Александра Иванова: дис. ... канд. искусствоведения. – М., 1962. – 420 с.
  • Письма А. И. Иванова к сыну (Продолжение) // Русский художественный архив. – Вып. II. ‒ 1892. ‒ С. 87– 108.
  • Поликаров В. П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание’74. – М.: Советский художник, 1975. – С. 177–199.
  • Пунин Н. Н. Александр Иванов // Пунин Н. Н. Русское и советское искусство. – М.: Советский художник, 1976. – С. 56–112. – (Библиотека искусствознания).
  • Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова: личность и художественный процесс. – СПб.: Искусство-СПб., 2011. – 288 с.
  • Уварова Н. И. Романтические тенденции в раннем творчестве А. А. Иванова. По новым материалам: дис. ... канд. искусствоведения: 07.00.12. – Л., 1990. – 211 с.
  • Blunt A. Poussin’s notes on painting // Journal of the Warburg Institute. – 1937–1938. –Vol. 1. – P. 344–351.