Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-61
Заголовок Образы классической древности в художественном собрании графов Разумовских во второй половине XVIII — первой трети XIX века
Автор email vera-arte@yandex.ru
Сведения об авторе Наумова Вера Сергеевна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ломоносовский проспект, 27–4, ГСП–1, Москва, Российская Федерация, 119991
В рубрике Искусство XVIII–XIX веков в России: русский взгляд на классические традиции DOI10.18688/aa155-6-61
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 563573
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.074 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Развитие искусства эпохи классицизма в России непосредственно связано с дворянской культурой. В середине XVIII столетия формируется тип просвещенного заказчика, строящего свои городские дворцы и загородные резиденции в европейском классическом вкусе и наполняющего их живописными, скульптурными и графическими произведениями. Художественное собрание графа Кирилла Григорьевича Разумовского считалось одним из лучших во второй половине XVIII века. Долгое время сведения о художественном наследии семьи Разумовских оставались фрагментарными, однако более внимательное изучение опубликованных и новых архивных источников позволяет полнее проанализировать вкусы последнего украинского гетмана Кирилла Григорьевича и его ближайших родственников. На примере художественных заказов представителей рода Разумовских была сделана попытка конкретнее представить себе степень «вхождения» античности в русскую культуру второй половины XVIII – начала XIX в., в том числе благодаря вводу в научный оборот новых архивных и мемуарных источников. Значительную часть картинной галереи в петербургском доме К. Г. Разумовского составляли полотна на античные мифологические сюжеты. В 1765–1767 гг. он совершил путешествие по Европе, в том числе по Италии, где имел возможность непосредственно познакомиться с памятниками Древнего Рима, а также существенно пополнить свою коллекцию. Страсть отца к коллекционированию унаследовал Андрей Кириллович Разумовский, служивший дипломатом в Неаполе, а затем в Австрии. А. К. Разумовский обладал прекрасной коллекцией глиптики, а также проявлял большой интерес к работам Антонио Кановы, скульптуры которого занимали целый зал в его венском дворце. Разумовские, являясь одними из наиболее влиятельных и богатых вельмож Российской империи, стали образцом для подражания для других дворян, способствуя распространению идеалов классицизма.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Наумова В. С. Образы классической древности в художественном собрании графов Разумовских во второй половине XVIII — первой трети XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 563–573. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-61
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Андросов С. О. От Петра I к Екатерине II. Люди, статуи, картины. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. – 312 с.
  • Андросов С. О. Скульпторы и русские коллекционеры в Риме во второй половине XVIII века. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. – 256 с.
  • Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. – СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1880. – Т. 1. – X, 486, CIV, XX с.
  • Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. – СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1880. – Т. 4. – IV, 603 с.
  • Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. – СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1880. – Т. 5. – VI, 398 с.
  • Ваулина М. П. О подлинности камеи с изображением суда над Орестом // Сообщения ГЭ. – Вып. 17. – 1960. – С. 61–63.
  • Глаголев А. Записки русского путешественника, с 1823 по 1827 год. – СПб.: Тип. Императорской Российской Академии, 1837. – 285, VI с.
  • Двор императрицы Екатерины II. Ее сотрудники и приближенные. Сто восемьдесят девять силуэтов / Сост. А. О. Круглый. – СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1899. – Т. 1. – 60 с., XCIII л., 93 л. илл.
  • Двор императрицы Екатерины II. Ее сотрудники и приближенные. Сто восемьдесят девять силуэтов. Сост. А. О. Круглый. – СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1899. – Т. 2. – 8 с., XCIV–CLXXXIX л., 96 л. илл.
  • Дмитриева Е. Н. Феномен классицизма и античная дактилиотека графа Л. А. Перовского // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. – Вып. 3. – СПб.: НП-Принт, 2013. – С. 86–91.
  • Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в.: каталог выставки. – СПб: Изд-во ГЭ, 2011. – 240 с.
  • Забута колекція. Художнє зібрання князів Рєпніних (з колекцій музеїв Києва ). – Киев: ТОВ «Елiт Прiнт», 2004. – 12 с.
  • Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России: в 2 тт. / Под ред. К. В. Малиновского. – М.: Искусство. 1990. – Т. 1. – 447 с.
  • Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Под ред. К. В. Малиновского. – М.: Искусство. 1990. – Т. 2. – 247 с.
  • Каган Ю. О. Камеи уральских мастеров: каталог выставки. – СПб.: Славия-Интербук, 1994. – 189 с.
  • Каган Ю. О., Неверов O. Я. Судьба петровской реликвии // Сообщения ГЭ. – Вып. XLVII. – 1982. – С. 13–16.
  • Кнабе Г. С. Русская античность: содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. – М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 2000. – 238 с.
  • Малиновский К. В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. – СПб.: Крига, 2012. – 536 с.
  • Мягков П. И. Картинная галерея графа К. Г. Разумовского в Яготине Полтавской губернии // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1996. – М.: Наука, 1998. – С. 299–309.
  • Наумова В. С. Итальянская живопись в собрании К. Г. Разумовского // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. научн. статей. – Вып. 4. – СПб: НП-Принт, 2014. – С. 431–440.
  • Наумова В. С. Картинная галерея Кирилла Разумовского в доме на Мойке // «Мощно, велико ты было, столетье!»: сб. научн. статей в серии «Труды исторического факультета». – Вып. 20. – 2014. – С. 280–301.
  • Наумова В. С. Усадебное строительство К. Г. Разумовского в Малороссии. Особенности архитектурного заказа // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – Вып. 3. – СПб: НП-Принт, 2013. – С. 263–268.
  • Неверов О. Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. – Л.: Аврора, 1971. – 95 с.
  • Разумовская М. А. Разумовские при царском дворе. Главы из российской истории. 1740–1815. – СПб.: Петербург XXI век, 2004. – 272 с.
  • Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева: альбом / Сост.: Л. В. Пашкова, Л. П. Красноперова, Е. К. Савельева. – М.: Советский художник, 1991. – 130 с.
  • «Ученая прихоть»: коллекция князя Николая Борисовича Юсупова: в 2 тт. – М.: Художник и книга, 2001. – Т. I. – 342 с.
  • Ханенківські читання. Матеріали науково-практичної конференції. – Киев: ВПЦ «Київський університет», 2004. – 136 с.
  • Цицерон М.-Т. Три книги о должностях с содержанием каждой главы и с примечаниями на достопамятный речи. – СПб.: Тип. Академии наук, 1761. – 492 с.
  • Шевченко В. Г. Шарль-Луи Клериссо и коллекция его рисунков в Эрмитаже: дис ... к. иск. – СПб., 1999. – 280 c.
  • Blum K. L. Ein russischer Staatsmann, Denkwürdigkeiten des Grafen von Sievers. – Leipzig: C. F. Winter, 1858. – Bd. 4 Bd. – 668 S.
  • Girardi M. Das Palais Rasumofsky. Geschichte und Schicksale eines Alt-Wiener Palastes. – Wien: Buchhandlung Ludwig Auer, 1937. – 56 S.
  • Pirzio Biroli Stefanelli L. La collezione Paoletti. Seconda parte. Stampi in vetro per impronte di intagli e cammei. – Roma: Gangemi Editore, 2013. – 512 p.
  • Redford B. Dilettanti: The Antic and the Antique in 18th Century England. – Los Angeles: J. Paul Getty Museum; Getty Research Institute, 2008. – 236 p.
  • Seidmann G. Nathaniel Marchant, gem-engraver // Annual volume of the Walpole Society. – 1987. – Vol. 53. – P. 1–105.
  • Tassinari G. La collezione di impronte di intagli e cammei di Giovanni Pichler nel medagliere delle Civiche Raccolte Numismatiche di Milano: i ritratti // Rassegna di Studi del Civico Museo Archeologico e del Civico Gabinetto Numismatico di Milano. – 2001. – Vol. LXVII–LXVIII. – P. 87–136. Tavv. XVI–XXIII.