Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-59
Заголовок Трехосные центрические храмы в России эпохи классицизма и их европейские прототипы
Автор email an2yakovlev@gmail.com
Сведения об авторе Яковлев Алексей Николаевич — старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., 5, Москва, Российская Федерация, 125000
В рубрике Искусство XVIII–XIX веков в России: русский взгляд на классические традиции DOI10.18688/aa155-6-59
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 540554
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.03 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Сооружения с треугольным или трехосным планом существовали в Европе уже в Средние века, но широкое распространение они получили в эпоху барокко. В России проекты храмов с треугольным планом появились уже в первой половине XVIII в. В 1770-е гг. в Москве строятся первые треугольные церкви. Храм Владимирской иконы Божией Матери в усадьбе Виноградово (1772–1777) и церковь Георгия Победоносца на Всполье (1779–1788, не сохр.) на Малой Никитской принято связывать с кругом В. И. Баженова. Прототипом для обеих построек был проект Ж.-Ф. Неффоржа «Храм войны», а также проекты треугольных церквей Л.-К. Штурма. В дальнейшем типология трехосных центрических храмов развивалась по двум направлениям. 1) Одна линия непосредственно использовала центрический тип треугольного в плане здания, иногда с выделенными угловыми ротондами. 2) Другая пошла по пути соединения центрического ядра из трех ротонд и продольно ориентированной трапезной с колокольней. Ключевым памятником здесь является церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке (1790–1803, арх. М. Ф. Казаков). В статье показано, каким образом на рубеже XVIII–XIX вв. благодаря копированию популярных иконографических образцов в России получил довольно широкое распространение необычный тип трехосных центрических церквей.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Яковлев А. Н. Трехосные центрические храмы в России эпохи классицизма и их европейские прототипы // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 540–554. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-59
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Аркин Д. Е. Габриэль и Леду // Проблемы архитектуры: сборник материалов. Т. 1. Кн. 1. – М.: Academia, 1936. – C. 71–113.
  • Бобровка Оленинского района Тверской области // BankGorodov.ru. ‒ URL: http://www.bankgorodov.ru/place/inform.php?id=125986 (дата обращения: 19.03.2015).
  • Губайдуллов Р. З., Шаповалов С. Н. Исторические храмы Симбирского-Ульяновского края. Т. I: Недействующие храмы. – Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2011. – 200 с., илл.
  • Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли: материалы к изучению творчества. – Л.: Гос. изд-во лит-ры по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. – 203 с., илл.
  • Евсина Н. А. Архитектурная теория в России XVIII в. – М.: Наука, 1975. – 264 с., илл.
  • Иванов О. Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский в Москве. – М.: Сварог и К., 2002. – 584 с.
  • Известия Императорской Археологической Комиссии. № 31. – СПб., 1909.
  • Каждан Т. П. Новые данные о В. И. Баженове // Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 292 с., илл.
  • Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. 1750–1848 / Под ред. Р. Томана. – Oldenburg: Кönemann, 2000. – 520 с., илл.
  • Коршунова М. Ф. Юрий Фельтен // Зодчие Санкт-Петербурга XVIII века. – СПб.: Лениздат, 1997. – С. 465–526.
  • Костромская область. Богородицкая церковь. Буйский район, Шушкодом село // russian-church.ru: Фото-справочник «Русские церкви». ‒ URL: http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=kostroma&page=119 (дата обращения: 19.03.2015).
  • Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. – М.: БММ АО, 2005. – 528 с., илл.
  • Кузнецов А. В. Тектоника и конструкция центрических зданий. – М.: Архитектура-С, 2013. – 276 с., илл.
  • Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди // Зодчие Санкт-Петербурга XVIII века. – СПб.: Лениздат, 1997. – С. 379–464.
  • Лесли О. Н. Усадьба Герчики Лесли // Знаменитые усадьбы Смоленщины. – Смоленск: Русская усадьба, 2011. – С. 340–355.
  • Маца И. Л. Архитектура Чехословакии. Исторический очерк. – М.: Советский художник, 1959. – 304 с.
  • Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. – М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1954. – 372 с.
  • Николаева Т. И. Виктор Шретер. Иероним Китнер. – CПб.: Изд. дом «Коло», 2007. – 400 с., илл.
  • Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). – М.: Искусство, 2004. – 294 c.
  • Перфильева Л. А. Увражи Ж.-Ф. Неффоржа и практика усадебного строительства в России второй половины XVIII в. // Русская усадьба. – 1998. – Вып. 4 [20]. – С. 270–301.
  • Резвин В. А. Василий Баженов. / Архитектурное наследие России. – М.: Изд. дом Руденцовых, 2012. – 284 с., илл.
  • Седов Вл. В. Церковь Успения в селе Коростынь и творчество Гаэтано Киавери // Проект «Классика XXII– MMVII» – 11.12.2007. ‒ URL: http://www.projectclassica.ru/school/22_2007/school2007_22_01 (дата обращения: 19.03.2015).
  • Ухналев А. Е. Русский период творчества архитектора Гаэтано Киавери и римская архитектурная школа // Архитектурное наследство. – 2014. – № 61. – С. 94–104.
  • Чижков А. Б., Тульские усадьбы. – Смоленск: Русская усадьба, 2011. – 202 с., илл.
  • Шилков В. Ф. Две работы архитектора Киавери в России // Архитектурное наследство. – 1959. – № 9. – С. 61–64.
  • Щёболева Е. Г. Центрические храмы с треугольным планом в Костромской и Ярославской областях // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. XII–XX вв. – Вып. 8. – 2010. – С. 509–524.
  • Яковлев А. Н. Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке. Прототипы и повторения // Архитектурное наследство. – 2009. – № 51. – С. 228–251.
  • Яковлев А. Н. Церковь Св. Варвары на Варварке. Типология и иконография // Архитектурное наследство. – 2014. – № 60. – С. 186–203.
  • Baroque. Architecture. Sculpture. Painting / R. Toman (ed.). – Cambridge: Ulmann, 2007. – 500 p.
  • Braham A. The French Architecture of the Age of the Enlightenment. – Berkeley — Los Angeles: University of California Press, 1980. – 288 p.
  • Krzysztof Lenartowicz J. Sacred Space on the Triangular Plan. The Holy Trinity Uniate church in Greater Svorotva, Belarus // Zwoje. URL: http://www.zwoje-scrolls.com/zwoje44/text23.htm (дата обращения: 19.03.2015).
  • Neufforge J.-F. Recueil Elementaire d’Architecture.Vol. VI, X. – Paris: Neufforge, 1763–1765, 1780.
  • Norberg-Shulz C. Baroque Architecture. – Milano: Electa Architecture, 2003. – 223 p., ill.
  • Norberg-Shulz C. Late Baroque and Rococo Architecture. – New York: Electa / Rizzoli, 1985. – 219 p., ill.
  • Puteo Fr. A. Perspectivae. Pictorum atque Archiectorum. – Augsburg: J. Wolff, 1709.
  • Serlio Sebastiano. Tutte l’opere d’architettura et prrospetiva [i.e. prospettiva] di Sebastiano Serlio Bolognese. – Vinegia: Francesco de’ Franceschi, 1600. – 244 p.
  • Sturm L. C. Architektonisches Bedencken von Protestantischer Kleinen Kirchen Figur und Einrichtung. – Hamburg: Benjamin Schillern Buchhandlung in Dom, 1712. – 54 p.
  • Sturm L. C. Vollstaendige Anweisung alle Arten von Kirchen wohl anzugben. – Augspurg: Peter Detleffsen, 1718.
  • Vitruvius Britannicus or The British Architect by Colin Campbell. Vol. I–V. – London: John Nicholson, 1715– 1725, Woolfe and Gandon, 1767–1771.