Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-56
Заголовок История лошади: интерпретация античной идеи в конном монументе Петру I работы Б.-К. Растрелли
Автор email julia_chezhina@mail.ru
Сведения об авторе Чежина Юлия Игоревна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. СанктПетербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034
В рубрике Искусство XVIII–XIX веков в России: русский взгляд на классические традиции DOI10.18688/aa155-6-56
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 513518
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.027.1(37”01”:(47+57)”17) Индекс ББК 85.13
Аннотация

Статья посвящена исследованию эволюции творческого замысла Б.-К. Растрелли в процессе многолетней работы над памятником Петру I — первым конным монументом в России, имевшим концептуальное значение. Автор предлагает новый взгляд на знаменитое произведение, привлекая недавно опубликованные материалы и акцентируя внимание на фигуре лошади. Введенная в научный оборот С. О. Андросовым небольшая мраморная статуя коня на постаменте, находящаяся в частном собрании во Франции и долгое время считавшаяся в России утраченной, оказалась важным недостающим звеном в истории создания конного монумента Петру I. Скульптура, исполненная итальянским мастером П. Баратта, была специально заказана государем как копия с римского памятника императору Марку Аврелию, чтобы служить образцом для Растрелли. Анализируя изменение пропорций и статей лошади, а также деталей конской амуниции в каждом новом воспроизведении фигуры коня, автор восстанавливает последовательные трансформации образного строя конной статуи от античного оригинала до монументальной пластики Петровской эпохи.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Чежина Ю. И. История лошади: интерпретация античной идеи в конном монументе Петру I работы Б.-К. Растрелли // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 513–518. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-56
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Андросов С. О. Дополнения к каталогу скульптурной коллекции Петра Великого // Труды ГЭ. – [Т.] 70: Петровское время в лицах. – 2013: К 400-летию Дома Романовых (1613–2013): материалы научной конференции. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2013. – С. 62–72.
  • Архипов Н. И., Раскин А. Г. Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744). – Л.-М.: Искусство, 1964. – 152 с.
  • Долбинин В. Г. Первый конный памятник России // Вестник СПбГУ. – Серия 2. – 2010. – Вып. 4. – С. 131–133.
  • Королькова Е. Ф. Чепраки с полумерлонами: конское снаряжение как элемент сакральной символики // Золото, конь и человек: Сборник к 60-летию А. В. Симоненко. – Киев: Издательский дом «Скиф», 2012. – С. 345–351.
  • Петинова Е. Ф. Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744). – Л.: Художник РСФСР, 1979. – 72 с.
  • Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. – Л.: Аврора, 1972. – 192 с.
  • «Полцарства за коня…» Лошадь в мировой культуре. Произведения из собрания Государственного Эрмитажа: каталог выставки / Под ред. М. Б. Пиотровского. – СПб.: Славия, 2006. – 256 с.
  • Chastel-Rousseau Ch. Reading the Royal Monument in Eighteenth-Century Europe. – Farnham: Ashgate Publishing Ltd., 2011. – 234 p.
  • Dieckmann H., Seznec J. The Horse of Marcus Aurelius: a Controversy between Diderot and Falconet // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. – 1952. – Vol. 15. – No. 3/4. – P. 198–228.
  • Duffey A. E. The Equestrian Statue: a Study of its History and the Problems Associated with its Creation. – Pretoria: University of Pretoria Publ., 1982. – 385 p.
  • Liedtke W. The Royal Horse and Rider: Painting, Sculpture, and Horsemanship 1500–1800. – New York: Abaris Books, 1990. – 336 p.
  • Newman J. K. Domitian, Justinian and Peter the Great: The Ambivalent Iconography of the Mounted King // Illinois Classical Studies. – 1987. – Vol. 12. – No 2. – P. 315–335.
  • Nickel H. The Emperor’s New Saddle Cloth: The Ephippium of the Equestrian Statue of Marcus Aurelius // Metropolitan Museum Journal. – 1989. – Vol. 24. – P. 17–24.
  • Schwartz P. H. Equestrian Imagery in European and American Political Thought: Toward an Understanding of Symbols as Political Texts // Political Research Quarterly. – 1988. – Vol. 41. – No. 4. – P. 653–673.