Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-26
Заголовок Изображение масок в средневековой скульптуре Армении
Автор email zaruhy@yandex.ru
Сведения об авторе Акопян Заруи Аветисовна — кандидат искусствоведения, ассистент. Ереванский государственный университет, ул. Алекса Манукяна, 1, Ереван, Республика Армения, 0025
В рубрике Классическое наследие в искусстве византийской ойкумены и за ее пределами DOI10.18688/aa155-2-26
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 263269
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.027.2, 7.033.12 Индекс ББК 85.13; 6 3. 3 (5Арм.)
Аннотация

Среди зооморфныx и антропоморфныx образов средневековой скульптуры Армении наиболее загадочными и, можно сказать, не вполне традиционными являются так называемые маски. В контексте армянского искусства мотив маски еще не становился темой специального исследования. Более того, хорошо известный по ряду восточнохристианских памятников (византийских, древнерусских), данный мотив не получил соответствующей интерпретации в научной литературе, что подтверждает актуальность выбранной нами темы.

В армянской средневековой скульптуре маски появляются в декоре памятников разных эпох — V–VI, VII и Х–XI вв. Среди них такие известные храмы, как храм Святого Креста на о. Ахтамар, Свв. Петра и Павла в Татеве, Сисаван, Байбурт и т. д. Примечательно, что данные мотивы появляются в декоре церквей высокого ранга. Маски на армянских памятниках, как правило, антропоморфные (мужские и женские), они всегда расположены в важных с сакральной точки зрения зонах: на восточном фасаде, на карнизах и оконных бровках.

Изображения масок традиционны как для восточнохристианского, так и для западнохристианского искусства. Популярность такого мотива всегда обусловлена обращением к античному наследию. Именно через восточнохристианскую традицию мотив маски проник в армянское средневековое искусство, сохраняя свои иконографические и символические особенности. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Акопян З. А. Изображение масок в средневековой скульптуре Армении // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 263–269. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-26
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Акопян З. Воплощение образов «Рая» и «Мира» в средневековой пластике Армении и Древней Руси // Армения — Россия: диалог в пространстве художественной культуры. Материалы международного симпозиума. – М.: Государственный институт искусствознания, 2010. – С. 6–7.
  • Акопян З. Образ «Рая» во внешней декорации памятников средневековой Армении и Древней Руси // Пятые чтения памяти проф. Н. Ф. Каптерева. Россия и православный Восток: новые исследования по материалам из архивов и музейных собраний. – М.: ИВИ РАН, 2007. – С. 7–16.
  • Аладашвили Н. А. Монументальная скульптура Грузии. Сюжетные рельефы  V–XI вв. – М.: Искусство, 1977. – 275 с.
  • Асратян М. М. Армянская архитектура раннего христианства. – М.: Инкомбук, 2000. – 400 с.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век. – М.: Искусство, 1969. – 480 с.
  • Гладкая М. С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире. Опыт комплексного исследования. – М.: Индрик, 2009. – 288 с.
  • Гоян Г. 2000 лет армянского театра: театр древней Армении. – М.: Искусство, 1952. – Т. I. – 543 с.
  • Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII века: формирование и развитие традиции: в 4-х тт. – М.: Локус Станди, 2012. – Т. 3. – 692 с.
  • Мнацаканян Ас. Ш. Новый опыт толкования настенных рельефов ахтамарского храма // Пятая республиканская конференция по проблемам культуры и искусства Армении. Тезисы докладов. – Ереван: Изд-во Ереванского госуниверситета, 1982. – C. 367–368.
  • Новаковская-Бухман С. М. Скульптура церкви Покрова на Нерли // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. – Москва – Владимир: Издатель С. В. Заграевский, 2009. – С. 115–125.
  • Орбели И. А. Памятники армянского зодчества на острове Ахтамар // Орбели И. А. Избранные труды. – М.: Наука, 1968.  – Т. I. – С. 17–203.
  • Якобсон А. Л. Из истории армянской средневековой архитектуры. III. Татевский монастырь // Советская археология. – 1947. – Т. IX. – С. 303–328.
  • Der Nersessian S. Aght’amar. Church of the Holy Cross. – Cambridge, Mass, Harvard University Press, 1965. – 60 p.
  • Donabedian P. Les métamorphoses de l’acanthe sur les chapiteaux arméniens du Ve au VIIe siècle // L’acanthe dans la sculpture monumentale de l’Antiquité à la Renaissance. – Paris, Publication de La Sorbonne, 1993. – P. 147–173.
  • Erdeljan J. Studenica. An Identity in Marble // Зограф. – 2011. – 35. – P. 93–100.
  • Mouriki D. The Mask Motif in the Wall Paintings of Mistra. Cultural Implications of a Classical Feature in Late Byzantine Painting // Δελτίον Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. – Athens, ΧΑΕ Publishing, 1980–1981. – Ser. 4, vol. 10. – P. 307–338.
  • Zibawi M. Images de l’Egypte chrétienne. Iconologie copte. – Paris, Picard, 200. – 239 p.
  • Գրիգորյան Գ. Հայաստանի վաղ միջնադարյան քառանիստ կոթողները – Երևան, Հայաստանի պետական թանգարան, 2012. – 288 p. (Григорян Г . Армянские раннесредневековые четырехгранные памятники: – Ереван: Государственный музей истории Армении, 2012. – 288 с.).
  • Մնացականյան Ստ. Աղթամար – Երևան, Հայկական ՍՍՀ ԳԱ հրատարակչություն, – Երևան, 1983. – 173 p. (Мнацаканян Ст. Ахтамар. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1983. – 173 с.).
  • Մնացականյան Ստ. Հայկական աշխարհիկ պատկերաքանդակը IX–XIV դարերում, – Երևան, Հայկական ՍՍՀ ԳԱ հրատարակչություն, 1976. – 177 p. (Мнацаканян Ст. Армянский светский рельеф IX–XIV веков. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1976. – 177 с.).
  • Մնացականյան Ստ. Տեկորի տաճարի կտիտորական բարձրաքանդակները // Պատմաբանասիրական հանդես, – Երևան, Հայկական ՍՍՀ ԳԱ հրատարակչություն, 1971. – № 4. – p  206–216 (Мнацаканян Ст. Ктиторские рельефы Текорского храма // Историко-филологический журнал. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1971. – № 4. – С. 206–216).