Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-25
Заголовок Жест signum harpocraticum в религиозном искусстве
Автор email eirini.panou@gmail.com
Сведения об авторе Эрини Пану — Ph. D., научный сотрудник. Центр христианских исследований, Иерусалимский гебраистский университет, Маунт Скопус, Иерусалим, Израиль, 91905
В рубрике Классическое наследие в искусстве византийской ойкумены и за ее пределами DOI10.18688/aa155-2-25
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 246262
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2...1 Индекс ББК 85.14; 6 3. 3 (0) 4
Аннотация

Со II тыс. до н. э. египетского бога Гора изображали в виде ребенка с пальцем во рту. С позиций иероглифики прикосновение пальца к губам указывает на обязанность верующего из почитания хранить молчание перед лицом божества. В восточном христианстве древнеегипетский запрет на разговоры в присутствии Бога — ныне принятый в церкви — всегда наиболее явственно был выражен в текстах и реже проявлялся в иконографии. Вообще жест молчания имеет смысл как обозначение подобающего поведения, которого верующий должен придерживаться, находясь в религиозном пространстве и обращаясь к Богу в своих молитвах. Однако письменные и иконографические источники свидетельствуют, что именно этот жест был многозначным и его объяснение можно развернуть и в теологическом, и в философском аспекте в зависимости от хронологических и региональных особенностей его использования. В статье дается семиотический разбор жеста молчания применительно к одному из женских образов святых, представленных в росписях VIII в. собора Св. Павла в Фарасе (Нубия). 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Пану Э. Жест signum harpocraticum в религиозном искусстве // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 246–262. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-25
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Abu Salih al-Armani. The Churches and Monasteries of Egypt and some Neighbouring Countries. Oxford, Clarendon Press Publ., 1895. 346 p.
  • Alwis A. P. Celibate Marriages in Late Antique and Byzantine Hagiography: the lives of Saints Julian and Basilissa, Andronikos and Athanasia, and Galaktion and Episteme. London, Continuum Publ., 2011. 308 p.
  • Amélineau E. La Géographie de l’Egypte а l’époque copte. Paris, Prix Bordin Publ., 1890. 583 p. (in French).
  • Anderson J. R.  Monastic Lifestyles of the Nubian Desert: Seeking the Mysteries Monks of Makuria. Sudan and Nubia: the Sudan Archaeological Research Society Bulletin, 1999, no. 3, pp. 71–83.
  • Bárányné-Oberschall M. The Crown of the Emperor Constantine Monomachos. Pl. XIX. Budapest, 1937. 96 p.
  • Betz H. D. The Greek Magical Papyri in Translation: Including the Demotic Spells. Chicago — London, University of Chicago Press, 1986. LVIII, 339 p.
  • Bitton-Ashkelony B. “More Interior than the Lips and the Tongue”: John of Apamea and Silent Prayer in Late Antiquity. Journal of Early Christian Studies 2012, no. 2, 20, pp. 303–331.
  • Blumell L. H. Lettered Christians: Christians, Letters, and Late Antique Oxyrhynchus. Leiden — Boston, Brill, 2012. 427 p.
  • Bolman E. Depicting the kingdom of heaven: paintings and monastic practice in early Byzantine Egypt. Egypt in the Byzantine world, 300–700. Cambridge, Cambridge University Press, 2007, pp. 408–436.
  • Bolman E. Joining the Community of Saints: Monastic Paintings and Ascetic Practice in Early Christian Egypt. Shaping Community: the Art and Archaeology of Monasticism: Papers from a Symposium Held at the Frederick R. Weisman Museum, University of Minnesota, March 10–12, 2000. Oxford, Tempus Reparatum Publ., 2001, pp. 41–56.
  • Brakke D. Athanasius and the Politics of Asceticism. Oxford, Clarendon Press, 1995. 356 p.
  • Brock S. P. John the Solitary, On Prayer. Journal of Theological Studies, 1979, no. 1, 30, pp. 84–96.
  • Brock S. P.; Kiraz G.A. (trans.). Ephrem the Syrian. Select poems. Provo, Brigham Young University Press, 2006. 279 p.
  • Brooks E. W. (ed., trans.). Iohannis Ephesini Historiae Ecclesiasticae Pars Tertia: (Syr. III, 3), V. Louvain, Peeters Publ., 1936. 261 p. (in Latin).
  • Budge E. A. W. (trans.). Coptic Homilies in the Dialect of Upper Egypt. London, the Trustees of the British Museum Publ., 1910. 424 p.
  • Chadwick H. The Silence of Bishops in Ignatius. The Harvard Theological Review, 1950, vol. 2, no. 43, pp. 169–172.
  • Chastel A. La geste dans l’art. Paris, Liana Levi Publ., 2001. 95 p. (in French).
  • Clackson S. Coptic and Greek texts relating to the Hermopolite monastery of Apa Apollo. Oxford, Griffith Institute, Ashmolean Museum Publ., 2000. 187 p.
  • Clackson S. Jonathan Byrd 36.2: Another Πενειωτ Πετϲϩλι Text? The Bulletin of the American Society of Papyrologists, 1993, no. 30, 67 p.
  • Clédat J. Le Monastère et la nécropole de Baouît, Notes mises en œuvre et éditées par D. Bénazeth et M.-H. Rutschowscaya vol. 111. Cairo, Institut Français d’Archéologie Orientale, 1999. 437 p. (in French).
  • Clédat J. Le Monastère et la nécropole de Baouît, vol. 12. Cairo, Institut Français d’Archéologie Orientale, 1904. 164 p. (in French).
  • Climacus J. The Ladder of Divine Ascent. London, SPCK Publ., 1982. 301 p. 23. Columba S. The Practices of Monastic Prayer: Origins, Evolution, and Tensions. Living for Eternity: The White Monastery and its Neighborhood. Proceedings of a Symposium at the University of Minnesota, Minneapolis, March 6–9. 2003. Minnesota, The University of Minnesota Publ., 2009, pp. 97–108. Available at: http://egypt.cla.umn.edu/eventsr.html (Accessed March 10, 2015).
  • Constas N. (ed.). Proclus of Constantinople and the Cult of the Virgin in Late Antiquity: homilies 1–5, texts and translations. Leiden — Boston, Brill Publ., 2003. 450 p.
  • Coquin R. G., Martin S. J. M. The Coptic Encyclopedia. vol. 3, New York, Macmillan Publ., 1991, pp. 709–710.
  • Cramer J. A. (ed.). Catenæ græcorum patrum in Novum Testamentum, vol. 5. Oxford, E. Typographeo Academico Publ., 1844. 406 p. (in Latin).
  • Crum W. E.; Bell H. I. (eds.). Wadi Sarga: Coptic and Greek Texts from the Excavations Undertaken by the Byzantine Research Account. Hauniae, Gyldendal, Nordisk forlagl Publ., 1922. 233 p.
  • Dann R. J. The archaeology of late antique Sudan: aesthetics and identity in the Royal X-Group tombs at Qustul and Ballana. Amherst — New York, Cambria Press Publ., 2009. 291 p.
  • Davis S. J. Coptic Christology in practice: incarnation and divine participation in late antique and mediaeval Egypt. Oxford, Oxford University Press, 2008. 371 p.
  • Der Nersessian S. Some aspects of Coptic painting. Études byzantines et arméniennes: Byzantine and Armenian studies. Louvain, Impr. Orientaliste Publ., 1973, pp. 185–191.
  • Detlef C.; Müller G. Grundzüge der Frömmigkeit in der Nubischen Kirche. Études nubiennes: colloque de Chantilly, 2–6 juillet 1975. Cairo, Institut Français d’archéologie orientale du Caire Publ., 1978, pp. 210–224 (in German).
  • Dominicus B. Gesten und Gebärden in Darstellungen des Alten und Mittleren Reiches. Heidelberg, Heidelberger Orientverlag Publ., 1994. 191 p. (in German).
  • Doresse J. ; Lanne E. ; Capelle B. Un temoin archaique de la liturgie copte de s. Basile par J. Doresse et E. Lanne; en annexe, Les liturgies «basiliennes» et Saint Basile. Louvain, Publications universitaires Publ., 1960. 74 p. (in French).
  • Dreuille M. de (trans.). The rule of Saint Benedict and the ascetic traditions from Asia to the West. Leominster, Gracewing Publ., 2000.  377 p.
  • Edwards D. N. The Christianisation of Nubia: Some archaeological points. Sudan and Nubia: the Sudan Archaeological Research Society Bulletin, 2001, no. 5, pp. 89–96.
  • Edwards D. N. The Nubian Past: an Archaeology of the Sudan. London, Routledge Publ., 2004. 348 p.
  • Fee D.G. The First Epistle to the Corinthians. Grand Rapids, Michigan, Erdmans Publ., 1987. 880 p.
  • Frend H. C. W. The rise of the Monophysite movement: chapters in the history of the Church in the 5th and 6th centuries. London, Cambridge University Press, 1972. 405 p.
  • Gerstel S. Painted Sources for Female Piety in Medieval Byzantium. Dumbarton Oaks Papers, 1998, no. 52, pp. 89–111.
  • Giamberardini G. Il culto mariano in Egitto, sec. VII–X, vol. 2. Jerusalem, Franciscan Printing Press Publ., 1974.  307 p. (in Italian).
  • Godlewski W. Nubia, Egypt and Byzantium. Perceptions of Byzantium and Its Neighbours (843–1261). New Haven, 2001, pp. 168–181.
  • Godlewski W. Some Remarks on the Faras Cathedral and Its Painting. Journal of Coptic studies, 1992, no. 2, pp. 99–116.
  • Grabar A. Une fresque visigothique et l’iconographie du silence. Cahiers archéologiques, 1945, vol. 1, pp. 124–128 (in French).
  • Grillmeier A. Christ in Christian tradition, From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590–604). Pt. 1. Reception and Contradiction: the Development of the Discussion about Chalcedon from 451 to the Beginning of the Reign of Justinian. London — Oxford, Mowbray Publ., 1987. 340 p.
  • Holthoer R. Byzantine Egypt: Cultures in collision. Aspects of late antiquity and early Byzantium: papers read at a colloquium held at the Swedish Research Institute in Istanbul, 31 May–5 June, 1992. Stockholm, Swedish Research Institute Publ., 1993, pp. 43–56.
  • Horn J. Studien zu den Märtyrern des nördlichen Oberägypten, vol. 2. Wiesbaden, Otto Harrassowitz Verlag Publ., 1992. 210 p. (in German).
  • Horst P. W. van der. Silent Prayer in Antiquity. Numen, 1994, no. 41, pp. 1–25.
  • Isaac the Syrian. Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian. Boston — Mass, The Holy Transfiguration Monastery Publ., 1984. 143 p.
  • Jakobielski S. Remarques sur la chronologie des peintures murales de Faras aux VIIIe et IXe siècles. Nubia Christiana I. Warsaw, Akademia Teologii Katolickiej Publ., 1982, pp. 142–172 (in French).
  • Jomard E. F. Description de l’Égypte: ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Égypte pendant l’expédition del’armée française, publié par les ordres de Sa Majesté l’empereur Napoléon le Grand, Band 2,1,2: Text 2. Paris, Impr. Impériale Publ., 1818. 1032 p. (in French).
  • Katos D. S. Palladius of Helenopolis: the Origenist Advocate. Oxford, Oxford University Press, 2011. 218 p.
  • Kenna M. Icons in Theory and Practice: An Orthodox Christian Example. History of Religions, 1985, vol. 24.4, pp. 345–368.
  • Kirwan L. P. Christianity in the Central Sudan. The Byzantine mission and Nubian Alwa. Hommages а Jean Leclant. Caire, 1994, (reprinted in). Hägg T.; Török L.;Welsby D.A. (eds.). Studies on the history of late antique and Christian Nubia. . Aldershot, Ashgate Variorum Publ., 2002, XXII, pp. 245–249.
  • Kubińska J. Inscriptions grecques chrétiennes. Faras, IV. Warsaw, PWN-Éditions Scientifiques de Pologne Publ., 1974. 192 p. (in French).
  • Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, Oxford University Press, 1961. 1568 p.
  • Lossky V. The Mystical Theology of the Eastern Church. London, James Clarke & Co. Ltd. Publ., 1957. 252 p.
  • MacCulloch D. Silence: A Christian History. London, Allen Lane, The Penguin Press Publ., 2013.  337 p.
  • Maguire H. The Icons of Their bodies: saints and their images in Byzantium. Princeton, N. J., Princeton University Press, 1996. 222 p.
  • McCollum A. C. The Story of Sarabamon, from the Arabic Synaxarion. Available at: https://hmmlorientalia.wordpress. com/2014/01/15/the-story-of-sarabamon-from-the-arabic-synaxarion/ (Accessed March 10, 2015).
  • Meinardus O. Coptic Christianity, Past and Present. Christian Egypt: Coptic Art and Monuments Through Two Millennia. Collegeville, MN, Liturgical Press Publ., 2002, pp. 8–20.
  • Meinardus O. Coptic Saints and Pilgrimages. Cairo, American University in Cairo Press Publ., 2002. 112 p.
  • Michalowski K. Faras: Wall Paintings in the Collection of the National Museum in Warsaw. Warsaw, Wydawnictwo Artystyczno-Graficzne Publ., 1974.  329 p.
  • Michałowski K. Open Problems of Nubian Art and Culture in the Light of the Discoveries at Faras. Kunst und Geschichte Nubiens in christlicher Zeit. Ergebnisse und Probleme auf Grund der jüngsten Ausgrabungen. Recklinghausen, Aurel Bongers Publ., 1970, pp. 11–28.
  • Moorsel P. van. La signification des icons dans le sanctuaire des églises coptes, in Nicee II (787–1987) Douze siècles d’images religieuses, Actes du Colloque international Nicée II tenu au Collиge de France, Paris les 2, 3, 4 octobre 1986. Paris, Cerf Publ., 1987, pp. 209–218 (in French).
  • Moorsel P. van. Bilder ohne Worte. Problems in Christian Nubian iconography. Nubia, récentes recherches: actes du Colloque nubiologique international au Musée national de Varsovie, 19–22 Juin 1972. Warsaw, National Museum Publ., 1975, pp. 126–129.
  • Moorsel P. van. The Central Church of Abdallah Nirqi, Leiden, Brill Publ., 1975. 132 p.
  • Muers R. Keeping God’s Silence: Towards a Theological Ethics of Communication. Malden — Mass — Oxford, Blackwell Publ., 2004. 246 p.
  • Orlandi T. Letteratura copta e christianesimo nazionale egiziano. L’Egitto cristiano: aspetti e problemi in etá tardo-antica. Rome, Institutum Patristicum Augustinianum Publ., 1997, pp. 39–120.
  • Palladios. La storia Lausiaca. Bartelink G. J. M (ed.), Barchiesi M. (trans.). Milano, Fondazione Lorenzo Valla, A. Mondadori Publ., 1974. 245 p.
  • Panou E. The Cult of St. Anne in Byzantium. Farnham, Ashgate Publ., 2015 (in press).
  • Papadopoulos-Kerameus A. (ed.). Dionysiou ek Phourna Hermēneia tēs zografikēs tehnēs. Petersburg, B. Kirschbaum Publ., 1909. 351 p. (in Greek).
  • Pinch G. Egyptian Mythology: a Guide to the Gods, Goddesses, and Traditions of Ancient Egypt. Oxford — New York, Oxford University Press, 2004. 272 p.
  • Pitarakis B. Les croix-reliquaires pectorales byzantines en bronze. Paris, Picard Publ., 2006. 446 p. (in French).
  • Pomerantseva N. The iconography of the Christian painting in Nubia (Frescoes of Faras VIII–X cent. AD). Nubian Studies proceedings of the symposium for Nubian studies Selwyn College Cambridge 1978. Warminster, Aris and Phillips Publ., 1982, pp. 198–207.
  • Prag A. J. N. W. Proportion and personality in the Fayum Portraits. British Museum Studies in Ancient Egypt and Sudan, 2002, no. 3, pp. 55–63. Available at: http://www.thebritishmuseum.ac.uk/bmsaes/issue3/prag.html (Accessed March 10, 2015).
  • Quatremère E. Observations sur quelques points de la geographie de l’Égypte, pour servir de supplément aux Mémoires historiques et gйographiques sur l’Égypte et sur quelques contrées voisines. Paris, Chez F. Schöll Publ., 1812. 73 p. (in French).
  • Rapp C. Early monasticism in Egypt. Between hermits and cenobites. Female ‘vita religiosa’ between Late Antiquity and the High Middle Ages: structures, developments and spatial contexts. Berlin — Lit — London, Global Publ., 2011, pp. 21–42.
  • Rassart-Debergh M. Littérature apocryphe et art copte. Apocrypha, 1996, no. 7, pp. 253–259 (in French).
  • Reinink G. J. The romance of Julian the apostate as a source for 7th century Syriac apocalypses. La Syrie de Byzance à l’Islam: VIIe–VIIIe siècles : actes du colloque international Lyon. Maison de l’Orient méditerranéen; Paris. Institut du monde arabe, 11–15 Septembre 1990. Damascus, Institut français de Damas Publ.,1992, pp. 75–86.
  • Roquet G. La “réception” de l’image et du texte а motifs d’apocryphes dans les chrétientés d’Egypte et de Nubie: quelques apercus. Apocrypha, 1991, no. 2, pp. 181–215 (in French).
  • Russell P. Ephraem the Syrian on the Utility of Language and the Place of Silence. Journal of Early Christian Studies, 2000, vol. 8:1, pp. 21–37.
  • Schaff P., Wace H. (eds.). Nicene and post-Nicene Fathers of the Christian Church, 2nd Series, vol. 7. Buffalo, New York, Christian Literature Publ. Co., 1894. 621 p.
  • Scholz O. P. Bemerkungen zur Ikonologie der Theotokos. Acts of the Second International Congress of Coptic Study. Roma, 22–26 September 1980. Rome, C.I.M. Publ., 1985, pp. 323–338 (in German).
  • Seipel W. (ed.). Faras: die Kathedrale aus dem Wüstensand: Kunsthistorisches Museum, 23. Mai bis 15. September 2002. Milan — Skira — Wien, Kunsthistorisches Museum Publ., 2002. 153 p. (in German).
  • Stern G. Women, Children, and Senators on the Ara Pacis Augustae: A Study of Augustus’ Vision of a New World Order in 13 BC. PhD Thesis. University of California, Berkeley, 2006. 549 p.
  • Strycker É. de (ed.) La forme la plus ancienne du Protévangile de Jacques / recherches sur le papyrus Bodmer 5 avec une édition critique du texte grec et une traduction annotée. Brussels, Société des Bollandistes Publ., 1961. 480 p. (in French).
  • Talbot A. M. Old Age in Byzantium. Byzantinische Zeitschrift, 1984, no. 77, pp. 267–78.
  • Thunø E. Image and Relic: Mediating the Sacred in Early Mediaeval Rome. Rome, “L’Erma” di Bretschneider Publ., 2002. 216 p.
  • Tikkanen J. J. Zwei gebärden mit dem Zeigefinger. Helsingfors, Druckerei der Finnischen Literaturgesellschaft Publ., 1913. 107 p. (in German).
  • Timbie J. A. A Liturgical Procession in the Desert of Apa Shenoute. Pilgrimage and Holy Space in the Late Antique Egypt. Leiden, Brill Publ., 1998, pp. 415–441.
  • Török L. Transfigurations of Hellenism: Aspects of Late Antique Art in Egypt AD 250–700. Leiden, Brill Publ., 2005. 400 p.
  • Vantini G. The Excavations at Faras: A Contribution to the History of Christian Nubia. Bologna, Editrice Nigrizia Publ., 1970. 311 p.
  • Walter C. Christological Themes in the Byzantine Marginal Psalters from the 9th to the 11th century. Revue des études Byzantines, 1986, no. 44; reprinted: Prayer and Power in Byzantine and Papal Imagery. Aldershot, Ashgate Variorum Publ., 1993, vol. IX, pp. 269–288.
  • Ward B. (trans.). The Sayings of the Desert Fathers: the Alphabetical Collection. Kalamazoo, Cistercian Publications and Oxford, A. R. Mowbray Publ., 1975. 228 p.
  • Weitzmann K. Some Remarks on the Sources of the Fresco Painting of the Cathedral of Faras. Kunst und Geschichte Nubiens in christlicher Zeit. Ergebnisse und Probleme auf Grund der jüngsten Ausgrabungen. Recklinghausen, Aurel Bongers Publ., 1970, pp. 325–346.
  • Wordsworth J. Bishop Sarapion’s Prayer-Book: an Egyptian Pontifical Dated Probably about AD 350–356. London, Society for Promoting Christian Knowledge — New York, E. & J.B. Young Publ., 1899. 124 p.
  • Xanthaki T. П. Theomētorēkos kyklos ston nao tēs Hagias Matronas stēn Kimolo. Deltion Christianikēs Archaiologikēs Hetaireias, 2008, no. 29, pp. 169–184. (in Greek).
  • Youssef Y. N. Liturgical Texts Relating to Sarapamon of Nikiu. Ancient Near Eastern Studies, 2013, no. 50, pp. 263–280.
  • Zabkar L. V. The Eparch of Nubia as King. Journal of Near Eastern Studies, 1963, vol. 3, no. 22, pp. 217–9 (in Greek).
  • Zoepfl F. Der Kommentar des Pseudo-Eustathios zum Hexaemeron. Münster, Verlag der Aschendorffschen Verlagsbuchhandlung, 1927. 59 p.