Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-19
Заголовок Возвращенная античность. Византийские перстни с античными резными камнями
Автор email jennyalbani@gmail.com
Сведения об авторе Албани Дженни — архитектор, историк искусства, профессор (Открытый университет Греции). Дирекция музеев при Министерстве по делам культуры и религий Греции, Bouboulinas Str. 20, Афины, Греция, 106 82
В рубрике Классическое наследие в искусстве византийской ойкумены и за ее пределами DOI10.18688/aa155-2-19
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 195202
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 739.2; 7.032; 7.033.2; Индекс ББК 85.125
Аннотация

Сегодня общепризнано, что наследие античности было хорошо известно в Византии. Статья посвящена вторичному использованию античных резных камней — инталий и камей, в Средние века вправлявшихся в ювелирные изделия, особенно в перстни. Автор задается вопросом: как в Византии относились к перстням с античными вставками — как к знакам престижа или как к украшениям? Сохранялся ли прежний смысл этих предметов или христианство внесло в него изменения? Можем ли мы по перстню судить о личности владельца? 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Албани Дж. Возвращенная античность. Византийские перстни с античными резными камнями // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 195–202. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-19
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Albani J. Ei de kaka ergaze phobethete ton Kriten. Scholia se toichographia me poines amartolon ston Agio Ioanne tes Axou Mylopotamou. Studies in Honour of Manolis Borboudakis (in press).
  • Albany J. Dakhtylidia tes Vyzantines kai Metavyzantines Sylloges Khanion (Rings of Byzantine and Post-Byzantine Collection of Chania). Pepragmena tou Ι΄ Diethnous Кretologikou Synedriou Chania, 1–8 Oktobriou 2006: Вyzantine kai Metabyzantine periodos (Archaiologia kai Istoria tes Technes). Chania, Philologikos Syllogos Chanion “O Chrysostomos” Publ., 2011, pp. 123–135 (in Greek).
  • Antoniadis S. Sur une lettre de Théodore II Lascaris. L’Hellénisme Contemporain, 1954, vol. VIII, no. 4–5, pp. 356–361 (in French).
  • Bosselmann-Ruickbie A. Byzantinischer Schmuck des 9. bis frühen 13. Jahrhundert. Untersuchungen zum metallenen dekorativen Körperschmuck der mittelbyzantinischen Zeit anhand datierter Funde. Wiesbaden, Reichert Verlag Publ., 2011, 207 p. (in German).
  • Bosselmann-Ruickbie A. A. 13th–Century Jewellery Hoard from Thessalonica: A Genuine Hoard or an Art Dealer’s Compilation? “Intelligible Beauty”. Recent Research on Byzantine Jewellery. London, The British Museum Publ., 2010, pp. 219–232.
  • Bouras Ch. Byzantines anagenneseis kai e architektonike tou 11ou — 12ou aionos. Deltion tes Christianikes Archaiologikes Etaireias, 1969, no 5, pp. 247–98 (in Greek).
  • Brazinski P. The Little Metropolis. Religion, Politics and Spolia, Doctoral Thesis. Bucknell University Publ., 2010. 80 p. Available at http:// digitalcommons.bucknell.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1011&context=honors_theses (Accessed February 22, 2015).
  • Brilliant R.; Kinney D. (eds.). Reuse value. Spolia and Appropriation in Art and Architecture from Constantine to Sherrie Levine. Surray — Burlington, Ashgate Publ., 2011, 284 p.
  • Cheynet J.-C.; Caseau B. Sealing Practices in the Byzantine Administration. Seals and Sealing Practices in the Near East. Developments in Administration and Magic from Prehistory to the Islamic Period. Proceedings from an International Workshop at the Netherlands-Flemish Institute in Cairo on December 2–3, 2009. Orienatalia Lovaniensia Analect, vol. 219. Leuven — Paris — Walpole, Uitgeverij Peeters en Departement Oosterse Studies Publ., 2012, pp. 133–148.
  • Croom A. Personal Adornment. A Companion to Roman Britain. Malden – Oxford and Victoria, Blackwell Publ., 2006, pp. 288–298.
  • Cutler A. On Byzantine Boxes. Journal of the Walters Art Gallery, 1984–85, no. 42–43, pp. 32–47.
  • Cutler A.; Kazhdan A. Nude. Oxford Lexicon of Byzantium. New York — Oxford, Oxford University Press Publ., 1991, vol., III, pp. 1500–1501.
  • Dauterman Maguire Eu.; Maguire H. Other Icons: Art and Power in Byzantine Secular Culture. Princeton, Princeton University Press, 2007. 201 p.
  • Evans H. C. (ed.) Byzantium. Faith and Power (1261–1557). Exhibition Catalogue. New York — New Haven — London, the Metropolitan Museum and Yale University Press, 2004, 658 p.
  • Festa N. (ed.). Theodori Ducae Lascaris Epistulae CCXVII. Florence, Tipografia G. Carnesecchi e Figli Publ., 1898. 414 p.
  • Furtwängler A. Die antiken Gemmen. Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum,vol 1. Leipzig — Berlin, Giesecke und Devrient Publ., 1900, LXI p. (in German).
  • Furtwängler A. Die antiken Gemmen. Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum, vol. 2. Leipzig — Berlin, Giesecke and Devrient Publ., 1900, 331 p.
  • Halkin F. (ed.). Inédits byzantins d’Ochrida, Candie et Moscou. Subsidia Hagiographica, no. 38. Brussels, Société des Bollandistes Publ., 1963, 360 p.
  • Hamann-Mac Lean R. H. L. Antikenstudium in der Kunst des Mittelalters. Marburger Jahrbuch für Kunstwissenschaft, 1949–1950, no. 15, pp. 157–250.
  • Impellizzeri S. (ed.). Michele Psello Imperatori di Bizanzio (Cronografia), vol. I. Milan, Fondazione Lorenzo Valla Publ., 1984, 403 p.
  • Impelluso L. Gods and Heroes in Art. Los Angeles, The J. Paul Getty Museum Publ., 2002, 381 p. 22. Kakrides I. Th.; Roussos E. N.; Kamaretta Ai.; Skiadas A. D.; Papachatzes N. Ellenike Mythologia. Oi Theoi. Athens, Ekdotike Athenon Publ., 1986, 374 p. (in Greek).
  • Kinney D. Ancient Gems in the Middle Ages: Riches and Ready-mades. Reuse value. Spolia and Appropriation in Art and Architecture from Constantine to Sherrie Levine. Surray — Burlington, Ashgate Publ., 2011, pp. 97–120.
  • Koder J. Imperial Propaganda in the Kontakia of Romanos the Melode. Dumbarton Oaks Papers, 2008, no. 62, pp. 275–291.
  • Liddel H. G.; Scott R. Мega lexicon tes ellenikes glosses, vol. IV. Athens, Ekd. Anestes Konstantinides Publ., 1907, 712 p. (in Greek).
  • Maas P.; Trypanis C. A. (eds.). Sancti Romani Melodi Cantica. Cantica Genuina. Oxford, Clarendon Press Publ., 1997, 546 p.
  • Maguire H. The Cage of Crosses: Ancient and Medieval Sculptures on the “Little Metropolis” in Athens. Thymiama ste mneme tes Laskarinas Mpoura, Vol. I. Athens, Мouseio Мpenaki Publ., 1994, pp. 169–172.
  • Maguire H. The Profane Aesthetic in Byzantine Art and Literature. Dumbarton Oaks Papers, 1999, no. 53, pp. 189–205.
  • Maisano R. Romanos’s Use of Greek Patristic Sources. Dumbarton Oaks Papers, 2008, no. 62, pp. 261–273.
  • Mango C. Antique Statuary and the Byzantine Beholder. Dumbarton Oaks Papers, 1963, no. 17, pp. 53–75.
  • Mango C.; Mango Mundell M. Cameos in Byzantium. Cameos in Context. The Benjamin Zucker Lectures, 1990. Oxford and Houlton, Derek J. Content, Inc. in association with The Ashmolean Museum Publ., 1993, pp. 57–76.
  • Metzger C. Le monde byzantin. Cornaline et pierres précieuses. La Méditerranée, de l’Antiquité à l’Islam. Actes du colloque organizé au musée du Louvre par le Service culturel les 24 et 25 novembre 1995. Paris, La documentation Française Publ., 1995, pp. 77–92.
  • Migne J. P. (ed.). Patrologia cursus completus, Series graeca, CIX, Historiae byzantinae scriptores post Theophanem, Paris, Petit Montrouge Publ., 1863, 1184 p.
  • Mouriki D. The Mask Motif in the Wall Paintings of Mistra. Cultural Implications of a Classical Feature in Late Byzantine Painting. Deltion tes Christianikes Archaiologikes Etaireias, 1980–1981, no 10, pp. 307–338.
  • Orsi P. Oreficerie. Sicilia bizantina. San Giovanni La Punta, Brancato Editore Publ., 2000, pp. 135–166.
  • Papalexandrou A. Memory Tattered and Torn: Spolia in the Heartland of Byzantine Hellenism. Archaeologies of Memory. Oxford, Blackwell Publ., 2003, pp. 56–80.
  • Platz-Horster G. Die antiken Gemmen im Rheinischen Landesmuseum Bonn. Bonn, Rheinisches Landesmuseum Bonn Publ., 1984. 141 p. (in German).
  • Richter G. M. A. The Engraved Gems of the Greeks, Etruscans and Romans – Part II. Engraved Gems of the Romans. A Supplement to the History of Roman Art. London, Phaidon Press Publ., 1971. 307 p.
  • Richter G.M.A. The Metropolitan Museum of Art. New York. Catalogue of Engraved Gems. Greek, Etruscan and Roman. Rome, “L’Erma” di Bretschneider Publ., 1956. 143 p.
  • Saradi H. The Use of Ancient Spolia in Byzantine Monuments: The Archaeological and Literary Evidence. International Journal of Classical Tradition, 1997, no. 3/ 4, pp. 395–423.
  • Scherf V.; Gerke P.; Zazoff P. Antike Gemmen in deutschen Sammlungen. Braunschweig, Göttingen, Kassel, vol. 3. Wiesbaden, Franz Steiner Verlag Publ., 1970, 272 p., 118 pls. (in German).
  • Schörner G. Pan in Attika: Der Gott und sein Kult im klassischen Athen. Der Große Pan ist tot! Pan und das arkadische Personal. Worms, Wernersche Verlagsgesellschaft Publ., 2007, pp. 79–93 (in German).
  • Sena Chiesa G. Myth Revisited: The Reuse of Mythological Cameos and Intaglios in Late Antiquity and the Early Middle Ages. ‘Gems of Heaven:’ Recent Research on Engraved Gemstones in Late Antiquity c. AD 200–600. British Museum Research Publication. London, Trustees of the British Museum Publ., 2011, no. 177, pp. 2–10.
  • Spier J. Ancient gems and Finger Rings. Catalogue of the Collections. The J. Paul Getty Museum. Malibu — California, The J. Paul Getty Museum Publ., 1992. 184 p.
  • Spier J. Byzantium and the West: Jewelry in the First Millenium. London — Paris — Chicago — New York, Paul Halberton Publishing and Les Enluminures Publ., 2012. 207 p.
  • Spier J. Late Antique and Early Christian Gems. Wiesbaden, Reichert Verlag Publ., 2007. 221 p.
  • Spier J. Late Byzantine Rings, 1204–1453. Wiesbaden, Reichert Verlag Publ., 2013. 85 p.
  • Spier J. Some Unconventional Early Byzantine Rings. “Intelliglible Beauty”. Recent Research on Byzantine Jewellery. British Museum Research Publication. London, The British Museum Publ., 2010, no. 178. pp. 13–19.
  • Weitzmann K. Euripides Scenes in Byzantine Art. Hesperia, 1949, vol. XVIII, no. 2, pp. 159–210.
  • Weitzmann K. Greek Mythology in Byzantine Art. Princeton, Princeton University Press, 1951. 218 p.
  • Weitzmann K. The Survival of Mythological Representations in Early Christian and Byzantine Art and Their Impact on Christian Iconography. Dumbarton Oaks Papers, 1960, no. 14, pp. 43–68.
  • Zwierlein-Diehl E. Antike Gemmen und ihr Nachleben. Berlin — New York, Walter de Gruyter Publ., 2007. 567 p.