Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-4-47
Заголовок Поэт в образе святого: портрет Овидия работы «кекстонского мастера» — литературная подоплека
Автор email bhollick@uni-koeln.de
Сведения об авторе Холлик Бернард — Ph. D., научный сотрудник. Университет Кёльна, Albertus-Magnus-Platz, Кёльн, Германия, 50923
В рубрике Античность на ребрах европейского Средневековья DOI10.18688/aa155-4-47
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 433440
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(410) Индекс ББК 85.03
Аннотация

На фронтисписе перевода Ovide moralisé en prose на среднеанглийский язык, изданного Уильямом Кекстоном (Cambridge, Magdalen College, Old Library, Ms. F.4.34, fol. 16r), изображен Овидий, представленный в облике христианского святого, обращающегося в молитве и вдохновляемого образом Христа. Такое изображение не встречается более ни в одном манускрипте. Тем не менее художник, известный как «кекстонский мастер», мог ориентироваться на многочисленные книжные образцы: проиллюстрированный им текст восходит к французским источникам, в которых содержатся христианские интерпретации (так называемые морализации) «Метаморфоз». В то же время творчество «кекстонского мастера» вырастает из местного, исконно английского классицизма, в котором Овидию начиная с 1300-х гг., как явствует из комментариев, текстов проповедей и — самое удивительное — трудов схоластов, отводилось весьма авторитетное место. Цель статьи состоит в том, чтобы осветить взаимодействие литературы и изобразительного искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Бернард Холлик Поэт в образе святого: портрет Овидия работы «кекстонского мастера» — литературная подоплека // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 433–440. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-4-47
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Allen Ch. Ovid and Art. The Cambridge Companion to Ovid. Cambridge, Cambridge University Press, 2002, pp. 336–367.
  • Bischoff B. Eine mittelalterliche Ovid-Legende. Historisches Jahrbuch, 1952, no. 71, pp. 268–273 (in German).
  • Blumenfeld-Kosinski R. Reading Myth. Classical Mythology and Its Interpretation in Medieval French Literature. Stanford, Stanford University Press, 1997. 314 p.
  • Cabral F. Th. (ed.). Thomas Walsingham. Prohemia poetarum. Lincoln, University of Nebraska, 1974. 204 p.
  • Cerrito S. L’Ovide moralisé en prose entre text et image: un livre illustré de la bibliothèque de Louis de Bruges (ms. Paris, BnF, fr. 137). Quand l’image relit le texte. Regards croisés sur les manuscrits médiévaux. Paris, Presses Sorbonne Nouvelle Publ., 2013, pp. 41–57.
  • Clark J. G. A Monastic Renaissance at St Albans. Thomas Walsingham and His Circle c. 1350–1440. Oxford, Clarendon University Press, 2004. 316 p.
  • Clark J. G. Ovid in the Monasteries: The Evidence from Late Medieval England. Ovid in the Middle Ages. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2011, pp. 177–196.
  • Clark J. G. Thomas Walsingham Reconsidered: Books and Learning at Late-Medieval St. Albans. Speculum, 2002, no. 77, pp. 832–860.
  • Clark J. G., Coulson F. T., McKinley K. L. (eds.). Ovid in the Middle Ages. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2011. 372 p.
  • Cooper H. Chaucer and Ovid: A Question of Authority. Ovid Renewed. Ovidian Influences on Literature and Art from the Middle Ages to the Twentieth Century. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1988, pp. 71–81.
  • Coulson F. T. Ovid’s Metamorphoses in the School Tradition of France, 1180–1400. Texts, Manuscript Traditions, Manuscript Settings. Ovid in the Middle Ages. New York, Cambridge University Press Publ., 2011, pp. 48–82.
  • De Boer C (ed.). Ovide Moralisé, 5 vols. Amsterdam, Johannes Müller Publ., 1915–1938. 374 p.; 394 p.; 303 p.; 478 p.; 429 p.
  • De Boer C. (ed.). Ovide Moralisé en prose. Amsterdam, North Holland Publishing Company, 1954. 407 p.
  • Dimmick J. Ovid in the Middle Ages. Authority and Poetry. The Cambridge Companion to Ovid. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2002, pp. 264–287.
  • Engels J. (ed.). Pierre Bersuire. Reductorium morale. Liber XV (Ovidius Moralizatus), 3 vols. Utrecht, Instituut voor Laat Latijn d. Rijksuniversiteit Publ., 1960–1966. 35 p.; 189 p.; 56 p.
  • Ghisalberti F. (ed.). Arnulf of Orléans. Allegoriae super Ovidii Metamorphosin. Arnolfo d’Orléans: un cultore di Ovidio nel XII secolo. Milano, Hoepli Publ., 1932, pp. 201–234.
  • Ghisalberti F. (ed.). John of Garland. Integumenta Ovidii. Messina, Casa Ed. Principato Publ., 1933. 79 p.
  • Harbert B. Lessons from that Great Clerk: Ovid and John Gower. Ovid Renewed. Ovidian Influences on Literature and Art from the Middle Ages to the Twentieth Century. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1988, pp. 83–97.
  • Hellinga L. William Caxton and Early Printing in England. London, British Library Publ., 2010. 212 p.
  • Hexter R. J. Medieval Articulations of Ovid’s Metamorphoses: From Lactantian Segmentation to Arnulfian Allegory. Mediaevalia, 1988, no. 13, pp. 63–82.
  • Hill D. E. (ed.). Ovid. Metamorphoses, 4 vols. Warminster, Aris & Phillips Publ., 1985–2000. 263 p.; 248 p.; 230 p.; 250 p.
  • Hoffmann F. Die theologische Methode des Oxforder Dominikanerlehrers Robert Holcot. Münster — Aschendorff, 1972. 454 p. (in German).
  • Huygens R. B. C. (ed.). Conrad of Hirsau. Dialogus super auctores. Brussels, Latomus Publ., 1955. 69 p.
  • Klopsch P. (ed.). Ps. Ovidius. De vetula. Leiden — Cologne, Brill Publ., 1967. 298 p.
  • Klopsch P. Einführung in die Dichtungslehren des lateinischen Mittelalters. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft Publ., 1980. 194 p. (in German).
  • Macaulay G. C. (ed.). John Gower. Confessio Amantis, 2 vols. Oxford, Clarendon Press Publ., 1901. 519 p.; 655 p.
  • Martindale Ch. (ed.). Ovid Renewed. Ovidian Influences on Literature and Art from the Middle Ages to the Twentieth Century. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1988. 298 p.
  • McKinley K. L. Gower and Chaucer: Readings of Ovid in Late Medieval England. , Ovid in the Middle Ages. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2011, pp. 197–230.
  • Michel P. Vel dic quod Phebus significat dyabolum: Zur Ovid-Auslegung des Petrus Berchorius. Sinnvermittlung. Studien zur Geschichte von Exegese und Hermeneutik I. Zürich, Pano Publ., 2000, pp. 293–347 (in German).
  • Moll R. J. (ed.). William Caxton. The Booke of Ouyde Named Methamorphose. Toronto, PIMS Studies Publ., 2013. 625 p.
  • Molland G. Adressing Ancient Authority: Thomas Bradwardine and Priscia sapientia. Annals of Science, 1996, no. 53, pp. 213–233.
  • Molland G. Roger Bacon and the Hermetic Tradition in Medieval Science. Vivarium, 1993, no. 31, pp. 140–160.
  • Norgaard H. Sankt Ovid. Tekstligt og billedmaessigt om Metamorfosernes forvandling. Fond og Forskning, 1963, no. 10, pp. 7–26. (in Danish).
  • Panofsky E. Renaissance and Renascences in Western Art. Uppsala, Almquist & Wiksells Publ., 1960. 242+52 p.
  • Savile H. (ed.). Thomas Bradwardine. De causa Dei adversus Pelagium. London, Billius Publ., 1618, reprint Frankfurt a. M., Minerva Publ., 1964. 876 p.
  • Scott K. L. The Caxton Master and His Patrons. Cambridge, Cambridge Bibliographical Society Publ., 1976. 91 p.
  • Skeat W.W. (ed.). Geoffrey Chaucer. House of Fame. The Complete Works of Geoffrey Chaucer. London, Oxford University Press Publ., 1965, pp. 326–348.
  • Smalley B. English Friars and Antiquity in the Early Fourteenth Century. Oxford, Basil Blackwell Publ., 1960. 398 p.
  • Van Kluyve R. A. (ed.). Thomas Walsingham. Archana deorum. Durham (NC), Duke University Press Publ., 1968. 227 p.
  • Von Albrecht M. Vergil: Bucolica — Georgica — Aeneis. Eine Einführung. Heidelberg, Universitätsverlag Winter Publ., 2007. 235 p. (in German).
  • Weber R. (ed.). Biblia Sacra iuxta Vulgatam Versionem. Stuttgart, Deutsche Bibelgesellschaft Publ., 1994. 1980 p.
  • Wenzel S. Ovid from the Pulpit. Ovid in the Middle Ages. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2011, pp. 160–176.