Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-4-41
Заголовок Латинские литургические свитки Южной Италии как особый тип иллюстрированной рукописи
Автор email Svk542@yandex.ru
Сведения об авторе Ковалевская Светлана Викторовна — преподаватель. Центр современного искусства «Винзавод», Школа коллекционеров и экспертов. 4‒й Сыромятнический пер., 1, Москва, Российская Федерация, 105120
В рубрике Античность на ребрах европейского Средневековья DOI10.18688/aa155-4-41
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 383391
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.4(450) Индекс ББК 85.03
Аннотация

Статья посвящена принципам иллюстрирования литургических свитков Южной Италии, специфического типа рукописей, изготавливавшихся только в этом регионе в период с X по XIV в. Всего сохранился 31 свиток. На основании иконографического и стилистического анализа этого материала составлен общий обзор, включающий в себя следующие ключевые пункты: связь иллюстративной программы свитков с особенностями южноитальянской литургической практики, соотношение текста и иллюстрации, изменения в иллюстративной программе, вызванные запрещением старой и появлением новой редакции текста пасхального гимна. Проведена классификация типов иллюстраций по сюжетам. Внутри этого стилистически разнородного материала выделены главные линии, кратко описаны стилистические и иконографические отличительные черты, которые позволяют поместить отдельные рукописи в группы, тяготеющие к тому или иному художественному центру. На основании проведенной работы утверждается тот факт, что при сохранении общей структуры иллюстрирования каждый памятник представляет собой уникальный синтез разных художественных традиций, основными из которых являются каролингская, оттоновская, византийская, что в первую очередь связано с особым историческим и географическим положением региона.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ковалевская С. В. Латинские литургические свитки Южной Италии как особый тип иллюстрированной рукописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 383–391. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-4-41
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Евсеева Л. М. Проблема образцов в византийском искусстве и рукописи Монтекассино около 1072 г. // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. ‒ С. 107‒128.
  • Avery M. The Exultet Rolls of South Italy. – Princeton: University Press, 1936. ‒ 206 p.
  • Avery M. The relation of the Casanatense Pontifical (MS. Casanat.724 B I 13) to 10 century changes in the ordination rites at Rome // Studi e testi. Miscellanea Giovanni Mercati. – 1946. – Vol. VI. – P. 258–271.
  • Babudri F. L’Exultet di Bari del sec. XI // Archivio Storico Pugliese. – 1957. ‒ No. 10. – P. 8–169.
  • Baldass P. Die Miniaturen zweier Exultet-Rollen, London add. 30337; Vat. Barb. lat. 592 // Scriptorium 8. – 1954. ‒ P. 75‒88; 205‒219.
  • Belting H. Studien zur Beneventanischen Malerei // Forschungen zur Kunstgeschichte und christlichen Archäologie. – Wiesbaden: Verlag für Kunst und Wissenschaft, 1968. – Vol. VII. – 268 p.
  • Bertaux E. L‘art dans l‘Italie méridionale. – Paris: Albert Fontemoing, 1904. ‒ 835 p.
  • Brenk B. Bischofliche und monastische “Committenza” in Süditalien am Beispiel der Exultetrollen // Committenti e produzione artistico-letteraria nell’alto medioevo occidentale, Settimane di studio del Centro Italiano di Studi sull’AltoMedioevo, XXXIX (4‒10 aprile 1991). – Spoleto, 1992. – P. 275‒300.
  • Calderoni Masetti A. R. L’Exultet duecentesco del Museo Nazionale di Pisa // Studi di storia dell’arte in memoria di Mario Rotili. ‒ Napoli, 1984. – P. 211‒220.
  • Calderoni Masetti A. R., Fonseca C. D., Cavallo G. L’Exultet “beneventano” del Duomo di Pisa. – Galatina: Congedo, 1989. – 141 p.
  • Carucci A. Il rotolo salernitano dell’Exultet. – Salerno: Scuola Arti Grafiche Istituto Maschile Umberto I, 1971. – 172 p.
  • Carucci A. L’Exultet salernitano. – Marigliano: Istituto Anselmi, 1990. ‒ 139 p.
  • Сavallo G. La genesi dei rotoli liturgici beneventani alla luce del fenomeno storico-librario in Occidente ed Oriente // Miscellanea in memoria di Giorgio Cencetti. – Torino, 1973. – P. 213–222.
  • Cavallo G. Rotoli di Exultet dell’Italia meridionale. – Bari: Adriatica, 1973. – 261 p.
  • Cavallo G., d’Aniello A. L’Exultet di Salerno. ‒ Roma: Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato, 1993. ‒ 69 p.
  • Exultet, rotoli liturgici del medioevo meridionale / G. Cavallo (ed.). – Roma: Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato, 1994. – 499 p.
  • Exultet. Testo e immagine nei rotoli liturgici dell’Italia meridionale, Università degli studi di Cassino – Ministero per i Beni e le Attività Culturali, 1999 (CD-ROM).
  • Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitain et ses penture // Dumbarton Oaks Papers. – 1954. – Vol. 8. – P. 161‒199.
  • Gyug R. A Fragment of a Liturgical Roll at Montecassino (Compactiones XVI) // Medieval Studies 52. – 1990. – P. 268‒277.
  • Kelly T. F. The Beneventan Chant. – Cambridge: Cambridge University Press, 1989. – 350 p.
  • Kelly Th. F. The Exultet in Southern Italy. ‒ Oxford: Oxford University Press, 1996. – 352 p.
  • Ladner G. B. The “Portraits” of Emperors in Southern Italian Exultet Rolls // Speculum. – 1942. – Vol. XVII. – P. 181‒200.
  • Loew E. A. The Beneventan Script. ‒ Oxford: Clarendon Press, 1914. – 432 p.
  • Maniaci M., Orofino G. Les “rouleaux d’Exultet” du Mont Cassin (techniques de fabrication, caractéristiques matérielles, décoration, rapports avec les rouleaux grecs // Les Cahiers de Saint-Michel de Cuxa. Gestes et techniques de l’artiste à l’époque romane (Actes de XLIIIes Journées romanes de Cuxa, 6‒13 juillet 2011). XLIII. 2012. – P. 71‒82.
  • Micunco G. Exultet I di Bari. Parole e immagini alle origini della letteratura in Puglia. – Bari: Stilo, 2011. – 197 p.
  • Orofino G. I codici decorati dell’Archivio di Montecassino. – Roma: Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato, 1994‒2006. – Vol. I‒III. – 404; 340; 472 pp.
  • Pӓht O. Buchmalerei des Mittelalters. – Munchen: Prestel Verlag, 1984. ‒ 221 p.
  • Speciale L. Un contributo cassinese alla Riforma Gregoriana: l’Exultet Vat. Barb. lat. 592 (Tesi di laurea). – Roma, 1982‒1983. – 341 p.
  • Speciale L. Montecassino e la Riforma Gregoriana: L’Exultet Vat. Barb. lat. 592. – Roma: Viella Libreria, 1991. – 256 p.
  • Speciale L. Liturgia e potere. Le commemorazioni finali nei rotoli dell’Exultet // Melanges de l’Ecole francaise de Rome. Moyen-Age, Temps modernes. – 2000. – Vol. 112. – No. 1. – P. 191‒224.
  • Speciale L. The Salerno Exultet: a Historical Overview // Quinio. ‒ 2000. ‒ Vol. 2. – P. 159‒188.
  • Tsuji S. G. Analyse iconographique de quelques miniaturesdes rouleaux d’Exultet dans leurs rapports avec le texte // Problems in the Relation between Text and illustration. (Studia atrium orientalis et occidentalis, I). – Osaca: SAOO, 1982. – P. 15‒28.
  • Zuccaro R. Les miniatures des rouleaux liturgiques, L’illustration de la prose “Exultet” // Bertaux E. L’art dans l’Italie meridionale. Aggiornamento dell’opera di Emile Bertaux. Roma: École Française de Rome, 1978. – Vol. IV. – P. 423‒466.