Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-4-39
Заголовок Идея Рима после Рима
Автор email alexandra.uscatescu@ghis.ucm.es
Сведения об авторе Ускатеску Александра – Ph. D., профессор Мадридского университета Комплутенсе, Отделение истории искусства I (кафедра Средних веков), Avenida del Profesor Aranguren s/n, Мадрид, Испания, 28040
В рубрике Античность на ребрах европейского Средневековья DOI10.18688/aa155-4-39
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 369385
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.01; 930.85 Индекс ББК 85.03
Аннотация

Значение античной культуры в эпоху Средневековья не подлежит сомнению. В этом контексте римское искусство играло две противоположные роли: фундаментальной основы развития средневекового искусства и первостепенного источника образцов для заимствования. Тема довольно сложная, и в подтверждение своей мысли автор обращается лишь к одному иконографическому примеру, задействованному в рассуждениях относительно идеи Рима: к образу волчицы и близнецов. Этот образ, обобщающий идею Рима, пережил его падение и был воспринят другими народами, не входившими в состав Римской империи. В статье рассматривается проблема восприятия и переработки этого образа англо-саксонскими, франкскими и ломбардскими народами в период между V и IX вв.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Александра Ускатеску Идея Рима после Рима // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 369–385. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-4-39
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Abels R. What has Weland to do with Christ? The Franks Casket and the Aculturation of Christianity. Speculum, 2009, no. 84.3, pp. 549–581.
  • Alföldi M. R.; Formigli E.; Fried J. Die römische wölfin. Ein antikes Monument stürzt von seinem sockel. The Lupa Romana: An Antique Monument Falls from Her Pedestal. Stuttgart, Steiner Granz Publ., 2011, 161 p.
  • Anderson W. B. (transl.). Sidonius. Poems and Letters 1–2. Loeb Classical Library. London — Cambridge, Mass Publ., Havard University Press Publ., 1936, no. 296. 483 p.
  • Azarpay G. Sogdian Painting. The Pictorial Epic in Oriental Art. Berkeley, University of California Press Publ., 1981. 212 p.
  • Azarpay G. The Roman Twins in Near Eastern Art. Iranica Antiqua, 1988, no. 23, pp. 349–360.
  • Balty J. Mosaïques Antiques du Proche-Orient. Chronologie, Iconographie, Interprétation. Paris, Les Belles–Lettres Publ., 1995. 389 p. (in French).
  • Ball W. Rome in the East. The Transformation of an Empire. London, Routledge Publ., 2000. 523 p.
  • Bartoloni G. (ed.). La lupa capitolina. Nuove prospettive di studio. Rome, L’Erma di Bretschneider Publ., 2010. 206 p. (in Italian).
  • Berger A. (transl.). The Patria. Accounts Medieval Constantinopolis. Dumbarton Oaks Medieval Library, vol. 24. Cambridge, Mass. — London, Harvard University Press Publ., 2013. 357 p.
  • Bivar A. A Parthian Amulet. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 1967, no. 30, pp. 512–525.
  • Blunt C. E. The Coinage of Offa. Anglo-Saxon Coins. London, Dolley R.H.M. Publ., 1961, pp. 39–62.
  • Bordreuil P. Gubel E. Bulletin d’antiquités archéologiques du Levant inédites ou méconnues, IV. Syria, 1987, no. 64, 3–4, pp. 309–336 (in French).
  • Bowersock G. W. Mosaics as History. The Near East from Late Antiquity to Islam. Cambridge, Mass. — London, Harvard University Press Publ., 2006. 146 p.
  • Bowersock G. W. The Rich Harvest of Near Eastern Mosaic. Journal of Roman Archaeology, 1998, no. 11, pp. 693–699.
  • Burke P. Hibridismo cultural. Madrid, Akal Publ., 2010. 160 p. (in Spanish).
  • Carruba A. M. La Lupa Capitolina. Un bronzo medievale. Rome, De Luca editore Publ., 2006. 78 p. (in Italian).
  • Compareti M. Classical Elements in Sogdian Art: Aesop’s Fables Represented in the Mural Paintings at Penjikent. Iranica Antiqua, 2012, no. 47, pp. 303–316.
  • Cracco Ruggini L. Il dittico di Rambona (Italia). Roma e i barbari. La nascita di un nuovo mondo. Milan, Skira Publ., 2008, pp. 568–571 (in Italian).
  • Cracco Rugini L. Le diptyque de Rambona et les idées de Rome à l’époque carolingienne. Comptes rendues des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles–Lettres, 2006, no. 150, 3, pp. 1525–1552 (in French).
  • Chaniotis A.; Corsten T.; Stroud R. S.; Tybout R. A. Apamea (Area of Firkya). Mosaic Inscriptions Commemorating a Hotel, 511 AD SEG. 37.1435 (56–1859). Supplementum Epigraphicum Graecum, 2010, no. 56, pp. 606–607.
  • Dardenay A. Les mythes fondateurs de Rome: images et politique dans l’Occident romain. Paris, Picard Publ., 2010. 237 p. (in French).
  • Drompp M. K. The Lone Wolf in Inner Asia. Journal of the American Oriental Society, 2011, no. 131, 4, pp. 515–526.
  • Dulière C. Lupa romana. Recherches d’iconographie et essai d’interpretation, 2 vols. Brussels — Rome, Institut Historique Belge de Rome Publ., 1979. 318 p. (in French).
  • Fairclough H. R. (ed.). Virgil. Aeneid: Books 7–12, Appendix Vergiliana. Loeb Classical Library,vol. 64. London — Cambridge, Mass, Harvard University Press Publ., 2001. 608 p.
  • Feissel D. Inscriptions chrétiennes et byzantines. Bulletin Épigraphique, 1989, no. 102, pp. 481–509 (in French).
  • Ferber S. Crucifixion Iconography in a Group of Carolingian Ivory Plaques. Art Bulletin, 1966, no. 48, pp. 323–334.
  • Gannon A. The Iconography of Early Anglo-Saxon Coinage. Oxford, Oxford University Press Publ., 2003. 240 p.
  • Geiger J. A Christian Mosaic and a Jewish Midrash. Vigiliae Christianae, 2006, no. 60, 4, pp. 461–463.
  • Green B. An Anglo-Saxon Bone Plaque from Larling, Norfolk. Antiquities Journal, 1971, no. 51,1, pp. 321–323.
  • Gyselen R. Sceaux magiques en Iran sassanide. Studia Iranica, cahier 17. Paris, Peeters Publ., 1995. 96 p. (in French).
  • Jeffreys E.; Jeffreys M.; Scott R. The Chronicle of John Malalas. A Translation. Byzantina Australiensia. Melbourne, Australian Association of Byzantine Studies Publ., 1986, no 4. 371 p.
  • Maguire H. Magic and Money in the Early Middle Age. Speculum, 1997, no. 72, 4, pp. 1037–1055.
  • Marshak B. Legends, Tales, and Fables in the Art of Sogdiana. New York, Bibliotheca Persica Publ., 2002. 187 p.
  • Marshak B.; Grenet F. L’art sogdien (IVe au IXe siècles). Les arts de l’Asie central. Paris, Citadelle et Mazenod, 1999, pp. 114–163 (in French).
  • Mazzoni C. The She-Wolf: Story of a Roman Icon. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2010. 282 p.
  • Migne J. P. (ed.) Ermoldi Nigelli Carmen Elegiacum de Rebus Gestis Ludovici Pii. Patrologia Latina, Paris, 1864, no. 105, cols. 551–640 (in French).
  • Migne J. P. (ed.). Joannis Chrysostomi Ad Illuminandos cathechesis. Patrologia Graeca, vol. 49. Paris, 1862, cols. 223–240.
  • Migne J. P. (ed.). Pauli Orosii Historiarum aduersum paganos libri septem. Patrologia Latina, vol. 31. Paris, 1846, cols. 663–1172.
  • Moberly G. H. (ed.). Venerabilis Baedae Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum. Oxford, Clarendon Press Publ., 1881. 516 p.
  • Mommsen Th. (ed.). Historia Brittonum cum additamentis Nennii. Chronica Minora III. Monumenta Germaniae Historica, Auctores Antiquissimi. Berlin, Weidmann Publ., 1898, vol. 13, pp. 111–222.
  • Newton S. The Origins of Beowulf and the Pre-Viking Kingdom of East Anglia. Cambridge, D. S. Brewer Publ., 1994. 192 p.
  • Platnauer H. M. (ed.). Claudian II: Loeb Classical Library, 136. London — Cambridge, Mass. — Harvard University Press Publ., 1922. 432 p.
  • Pleket H. W.; Stroud R. S. Apamene. Firkia. Mosaic Inscription Commemorating a Hospital, 20 Dec. 511 AD (37–1435). Supplementum Epigraphicum Graecum, 1990, no. 37, p. 450.
  • Pleket H. W.; Stroud R. S.; Chaniotis A.; Strube J.H.M. Apamene. Firkia. Mosaic Inscription Commemorating a Hospital, 511 AD (48–1846). Supplementum Epigraphicum Graecum, 1998, no. 48, p. 604.
  • Rashke M. G. New Studies in Roman Commerce with the East. Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt. Berlin — New York, De Gruyter Publ., 1978, vol. II, no. 2.9, pp. 604–1360.
  • Raspopova V. Gold Coins and Bracteates from Pendjikent. Coins, Art, and Chronology, Essays on the Pre-Islamic History of the Indo-Iranian Borderland. Wien, Austrian Academy of Science Publ., 1999, pp. 453–560.
  • Royo M. M. Simbología y poder en las emisiones de bronce constantinianas. Gaceta Numismática, 2008, no. 168, pp. 15–44 (in Spanish).
  • Settis S. El futuro de lo “Clásico”. Madrid, Adaba Publ., 2006. 158 p. (in Spanish).
  • Ström H. Old English Personal Names in Bede’s History: an Etymological-Phonological Investigation. Lund Studies in English, vol. 8. Lund, C.W.K. Gleerup Publ., 1939. 181 p.
  • Thomson H. J. (ed.). Prudentius I. Loeb Classical Library, vol. 387. London — Cambridge, Mass Publ., Harvard University Press Publ., 1953. 401 p.
  • Trzcionka S. Magic and the Supranatural in Fourth Century Syria. London — New York, Routledge Publ., 2007. 220 p.
  • Webster L. The Franks Casket. London, British Museum Publ., 2012. 64 p.
  • West S. E. The Gold Bracteate from Undley, Suffolk. Frühmittelalterliche Studien, 1983, no. 17. p. 459.
  • Zanker P. Augusto y el poder de las imágenes. Madrid, Alianza Editorial Publ., 2008. 435 p. (in Spanish).
  • Zarini V. Histoire, panégyrique et poésie: trois éloges de Rome l’eternelle autour de l’an 400: Ammien Marcellin, Claudien, Rutilius Namatianus. Ktema, 1999, no. 24, pp. 167–179 (in French).