Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-90
Заголовок Образы античности в московской неофициальной живописи второй половины 1970-х — 1980-х годов
Автор email florkovskaja@yandex.ru
Сведения об авторе Флорковская Анна Константиновна — кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств, заведующая кафедрой теории и истории изобразительного искусства. Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, Товарищеский пер., 30, Москва, Российская Федерация, 109004
В рубрике Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-90
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 807814
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.038.6 Индекс ББК 85.14
Аннотация

В советском искусстве возникновение постмодернизма относится к 1970-м гг. и связано с различными явлениями официальной и неофициальной культуры, в том числе с художниками — участниками выставок живописной секции Московского городского комитета графиков (1978–1988): С. Блезе, Т. Глытневой, Е. Измайловым, К. Кузнецовым, С. Симаковым. Они, интерпретируя античные образы, превращают свои работы в многослойный культурный текст, снабженный цитатами и комментариями на античные темы и показом прочтения классики в стилях и направлениях Нового времени — барокко, классицизма, символизма, сюрреализма. Историософия, синтез природного и культурного в изображаемом ландшафте пейзажей, ирония и манипуляции с исторической памятью определяют интертекстуальность их произведений. Стратегия неофициальных художников близка к освоению наследия в официальном искусстве того времени, но отличается большей смелостью интерпретаций и свободой цитирования, «скольжением» по традиции, а не «вживанием» в нее, большей приверженностью античной теме, что позволяет говорить о «русской античности» рубежа XX–XXI вв.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Флорковская A. K. Образы античности в московской неофициальной живописи второй половины 1970-х — 1980-х годов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 807–814. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-90
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Белый А. Символизм. Книга статей. – М.: Мусагет. 1910. – 633 с.
  • Василий Ситников и его школа. Каталог выставки 24 мая – 31 июля 2009 года / Под ред. Т. Вендельштейн, В. Титова и др. – М.: Петроний, 2009. – 283 с.
  • Кантор А. Традиции и современность // Советская живопись. – 1976. – Вып. 76/77. – С. 75–85.
  • Кнабе Г. С. Гротескный эпилог классической драмы. Античность в Ленинграде 20-х годов. – М.: РГГУ, 1996. – 40 с.
  • Кнабе Г. С. Русская античность. – М.: РГГУ, 1999. – 238 с.
  • Любимов А. Время радостных открытий // Эти странные семидесятые, или Потеря невинности. Эссе, интервью, воспоминания / Сост. Г. Кизевальтер – М.: НЛО, 2010. – С. 151–167.
  • Люсый А. П. Пушкин, Таврида, Киммерия. – М.: Языки культуры, 2001. – 208 с.
  • Морозов А. Преемственность в развитии современного советского искусства: к постановке проблемы // Советское искусствознание. – 1985. – Вып. 19. – С. 5–28.
  • Флорковская А. К. Историзм в живописи 1970-х: предчувствие постмодернизма // Русское искусство. ХХ век. Исследования и публикации. – М.: Наука, 2008. – Вып. 2 – С. 488–510.
  • Якимович А. К. Поколение 70-х перед лицом художественного наследия // Советская живопись. – 1980. – Вып. 78. – С. 108–123.
  • Якимович А. К. Советское изобразительное искусство 1970-х – начала 1980-х // Советское искусствознание. – 1985. – Вып. 19. – С. 29–64..
  • Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. – М.: РИК «Культура», 1993. – 456 с.