Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-87
Заголовок Знание об античности и архитектуроведение в 60-е годы прошлого века: arche современной архитектуры
Автор email yvolchok@gmail.com
Сведения об авторе Волчок Юрий Павлович — кандидат архитектуры, профессор МАрхИ, руководитель отдела. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ). 7-я Парковая ул., 21-А, Москва, Российская Федерация, 105264
В рубрике Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-87
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 783792
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.036 Индекс ББК 85.1
Аннотация

Знание об античности сыграло существенную роль в становлении науковедческих оснований отечественного архитектуроведения в 1960-е гг. Из многочисленных напластований всеобщей истории архитектуры, в том числе временны´х и методологических, при ее изучении античность выдвинулась на первый план, рельефно характеризуя свое время вкупе с особенностями углубленного внимания к возможностям системного подхода к обретению нового знания.
В науковедении привычно обсуждать проблемы формообразования и стилесложения на историческом материале, то есть на материале прошлого. В 1960-е гг. в связи с обострением внимания к особенностям становления Нового во всех его проявлениях методология исторического знания разворачивается и в будущее. Опорой для такого знания становится обостренное внимание к современности. Но в данном случае современность — это не результат творчества, а выявление Нового в его процессе. Проблема устройства Нового, понимаемого как Начало = arche, выдвигается на первый план. Это составило еще один исследовательский слой архитектурной науки, заинтересованной в историческом знании об античности как одной из составляющих теоретического конструирования.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Волчок Ю. П. Знание об античности и архитектуроведение в 60-е годы прошлого века: arche современной архитектуры // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 783–792. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-87
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Александров П. А., Хан-Магомедов С. О. Архитектор Иван Леонидов. – М.: Стройиздат, 1971. – 128 с.
  • Библер В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). – М.: Политиздат. 1975. – 399 с.
  • Библер В. С. Кант — Галилей — Кант. Разум Нового времени в парадоксах самообоснования. – М.: Мысль, 1991. – 250 с.
  • Бугай Д. В. Поэтика античной философии, или Татьяна Вадимовна Васильева. «Ad Libros legendos introduction» // Васильева Т. В. Поэтика aнтичной философии. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. – C. 3–10.
  • Буров А. К. Об архитектуре. – М.: Стройиздат, 1960. – 148 с.
  • Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или Мудрость любви. – М.: Логос, Прогресс-Традиция, 1999. – 208 с.
  • Васильева Т. В. Поэтика античной философии. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. – 733 с.
  • Волчок Ю. П. «Пространство, время, движение» и эпоха М. Я. Гинзбурга (неопубликованные рукописи 40-х годов) // Архитектурное наследство. – Вып. 40. – 1996. – С. 171–176.
  • Гинзбург М. Я. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. – М.: Госиздат, 1924. – 238 с.
  • Голосовкер Я. Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987. – 224 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – 216 с.
  • Иванов Вяч. И. Дионис и прадионисийство. – СПб.: Алетейя, 1994. – 350 с.
  • Лосев А. Ф. Античная философия истории. – М.: Наука, 1977. – 207 с.
  • Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. – М.: Ад Маргинем, 1995. – 547 с.
  • Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути // Пруст М. В поисках утраченного времени. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. – 568 с.
  • Михайлов Б. П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры. – М.: Изд-во литературы по строительству, 1967. – 280 с.
  • Ржехина О. И., Блашкевич Р. Н., Бурова Р. Г. А. К. Буров. – М.: Стройиздат, 1984. – 140 с.
  • Словарь художественных терминов Г.А.Х.Н. 1923–1929 гг. / Под ред. И. Чубарова. – М.: Логос-Альтера, Ecce homo, 2005. – 504 с.
  • Таурашвили Л. И. Идеи тектоники в классической теории архитектуры. Тектоника как суть ордерной композиции // Теория композиции как поэтика архитектуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – С. 78–103.
  • Тойнби А.-Дж. Пережитое. Мои встречи. – М.: Айрис-Пресс, 2003. – 665 с.
  • Хан-Магомедов С. О. М. Я. Гинзбург. – М.: Стройиздат, 1972. – 184 с.
  • Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. Высшие государственные художественно-технические мастерские, 1920–1930. Архитектура. Дерево. Металл. Керамика. Графика. Живопись. Скульптура. Текстиль: в 2 тт. – М.: Ладья, 1995.
  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Проблемы формообразования. Мастера и течения. – М.: Стройиздат, 1996. – Кн. 1. – 709 с.