Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-86
Заголовок «Русский Палладио»: об одном механизме освоения классики в отечественной архитектуре XX века
Автор email bass@eu.spb.ru
Сведения об авторе Басс Вадим Григорьевич — кандидат искусствоведения, доцент. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., 3 А, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187
В рубрике Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-86
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 774782
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.036(470) Индекс ББК 85.11
Аннотация

Интерес к Палладио был составляющей каждой из волн русской неоклассики XX века. Архитекторы обращались к мастеру, эксплуатируя его то как поставщика формул и мотивов, то как посредника между античностью и современностью, то как воплощение веры в закон, то как олицетворение прав на свободу высказывания.
Что определяет популярность Палладио в русской архитектуре? Прежде всего — вера в наличие за архитектурной формой закона, формулой которого становится ордер как парадигма соразмерности. Выбор Палладио в качестве посредника объясняется и спецификой «Четырех книг…», рассчитанных не только на коллегу-архитектора, но и на дилетанта.
Кроме того, рядом с «Палладио-классицистом» в истории искусств существует «Палладио-маньерист». Первый ищет закона, второй делает проявление этого закона в постройке индивидуальным; этот дуализм также лежал в основе «спроса на Палладио». Наконец, этот спрос определяла оторванность культуры от первоисточников античной классики. Советская архитектура утрачивала последние остатки изобразительности, последние связи с реальностью, с историей. Имитация истории требует и имитационной архитектуры, одним из основателей которой и был Палладио.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Басс В. Г. «Русский Палладио»: об одном механизме освоения классики в отечественной архитектуре XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 774–782. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-86
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве / Пер. В. П. Зубова: в 2 тт. – М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935. – Т. 1. – 392 с.
  • Аркин Д. Образы архитектуры. – М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1941. – 380 с.
  • Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления / Сост. и отв. ред. Ю. Л. Косенкова. – М.: КомКнига, 2010. – 496 с.
  • Басс В. Г. Петербургская неоклассическая архитектура 1900–1910-х годов в зеркале конкурсов: слово и форма. – СПб., Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. – 486 с.
  • Бродский И. Мрамор // Сочинения Иосифа Бродского: в 4 тт. – СПб.: Изд-во «Пушкинский фонд», 1995. – Т. 4. – 336 с.
  • Бродский И. Посвящается позвоночнику // Сочинения Иосифа Бродского: в 4 тт. – СПб.: Изд-во «Пушкинский фонд», 1995. – Т. 4. – 336 с.
  • Гращенков В. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // Советское искусствознание’81. – 1982. – Вып. 2 (15) – С. 201–234.
  • Гройс Б. Искусство утопии. – М.: Художественный журнал. Прагматика культуры, 2003. – 319 с.
  • Зубов В. П. Архитектурно-теоретическое наследие и задачи его изучения // Труды по истории и теории архитектуры. – М.: Искусствознание, 2000. – 525 с.
  • Мастера советской архитектуры об архитектуре. – Киев: Изд-во Академии архитектуры Украинской ССР, 1953. – 176 с.
  • Муратов П. П. Образы Италии: в 3 тт. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – Т. 3. – 446 с.
  • Палладио А. Четыре книги об архитектуре / Пер. с итал. И. В. Жолтовского под ред. А. Г. Габричевского. – М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1936. – 348 с.
  • Паперный В. З. Культура Два. – М.: НЛО, 1996. – 383 с.
  • Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина. Психология и стиль. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 374 с.
  • Åman A. Architecture and ideology in Eastern Europe during the Stalin era. An aspect of Cold War history. – New York — Cambridge (Mass.) — London: Architectural history foundation, MIT press, 1992. – 285 p.
  • Anderson R. The future of history: The cultural politics of Soviet architecture, 1928–1941: Ph. D. dissertation. – New York, Columbia University, 2010. – 356 p.
  • Architectures of Russian Identity: 1500 to present / J. Cracraft and D. Rowland (eds.). – Ithaca — London: Cornell University Press, 2003. – 253 p.
  • Brumfield W. C. Anti-Modernism and the Neoclassical Revival in Russian Architecture, 1906-1916 // Journal of the Society of Architectural Historians. – 1989. – Vol. 48. – No. 4. – P. 371–386.
  • Brumfield W. C. A History of Russian Architecture. – Seattle — London: University of Washington Press, 2004. – 644 p.
  • Cooke C. Beauty as a Route to “the Radiant Future”: Responses of Soviet Architecture // Journal of Design History. –1997. – Vol. 10. – No. 2. – P. 137–160.
  • Cooke C. Socialist Realist Architecture: theory and practice // Art of the Soviets. Painting, sculpture and architecture in a one-party state, 1917–1992 / M. C. Bown, B. Taylor (eds.). – Manchester: Manchester University Press, 1993. – P. 86–105.
  • Howard D. Four Centuries of Literature on Palladio // Journal of the Society of Architectural Historians. –1980. – Vol. 39. – No. 3. – P. 224–241.
  • Kotkin S. Magnetic Mountain. Stalinism as a Civilization. Berkeley — Los Angeles — London: University of California press, 1995. – 639 p.
  • Mitrovič B. Aesthetic Formalism in Renaissance Architectural Theory // Zeitschrift für Kunstgeschichte. – 2003. – Bd. 66, H. 3. – S. 321–339.
  • Mitrovič B. Palladio’s Theory of the Classical Orders in the First Book of I Quattro Libri Dell’ Architettura // Architectural History. – 1999. – Vol. 42. – P. 110–140.
  • Mitrovič B. Studying Renaissance Architectural Theory in the Age of Stalinism // I Tatti Studies in the Italian Renaissance. – 2009. –Vol. 12. – P. 233–263.
  • Porphyrios D. Classical Architecture. – London: Andreas Papadakis Publishers, 1998. – 156 p.
  • Russian housing in the modern age. Design and social history / W.C. Brumfield, B. Ruble (eds.). – Cambridge etc. Cambridge University Press, 1993. – 322 p.
  • Shvidkovsky D. Russian Architecture and the West. – New Haven — London: Yale University Press, 2007. – 480 p.
  • Summerson J. The Classical Language of Architecture. – Boston: MIT Press, 1965. – 80 p.
  • Udoviиki-Selb D. Between Modernism and Socialist Realism: Soviet Architectural Culture under Stalin’s Revolution from Above, 1928–1938 // Journal of the Society of Architectural Historians. – 2009. – Vol. 68. – No. 4. – P. 467–495.
  • Wittkower R. Architectural Principles in the Age of Humanism. – London: John Wiley & Sons, 1998. – 160 p.