Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-84
Заголовок Рецепция мифа об андрогине в сюрреалистической фотографии
Автор email ida.shik@bk.ru
Сведения об авторе Шик Ида Александровна — искусствовед, специалист Отдела научной документации. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 190000
В рубрике Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-84
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 760767
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.037.5; 77.04 Индекс ББК 85.16
Аннотация

Статья посвящена исследованию ключевых стратегий рецепции мифа об андрогине в сюрреалистической фотографии. Образ андрогина репрезентуется фотографами-сюрреалистами как фаллическая женщина (Брассай, Ман Рэй, Г. Беллмер), как вожделенное слияние в единoe существо мужского и женского тела (Г. Беллмер) или как идеальный «третий пол» (К. Каон, П. Молинье). Автор приходит к выводу, что стратегии рецепции мифа об андрогине, представленные в сюрреалистической фотографии, и связанное с ними проблемное поле (фетишизм, гендерная идентичность, интерсексуальное переодевание и т. д.) сохраняют свою актуальность для современной культуры, получив развитие в искусстве постмодернизма (работы Д.-П. Уиткина, С. Шерман, Я. Моримура, М. Барни).

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Шик И. А. Рецепция мифа об андрогине в сюрреалистической фотографии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 760–767. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-84
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Антология французского сюрреализма.1920-е годы / Сост., пер. с фр. и коммент. С. А. Исаева, Е. Д. Гальцовой. – М.: ГИТИС, 1994. – 392 с.
  • Венера в мехах: антология. – М.: РИК «Культура», 1992. – 380 с.
  • Краусс Р. Холостяки. – М.: Прогресс-традиция, 2004. – 144 с.
  • Мондимор Ф. М. Гомосексуальность: естественная история. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 333 с.
  • Платон. Собрание сочинений: в 4 тт. – М.: Мысль, 1993. – Т. 2. – 528 с.
  • Рыков А. В. Искусство модернизма: основные принципы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. – 2011. – Вып. 4. – С. 51–57.
  • Фрейд З. Собрание сочинений: в 10 тт. Психология бессознательного. – М.: ООО «Фирма СТД», 2006. – Т. 3 – 448 с.
  • Фрейд З. Художник и фантазирование. – М.: Республика, 1995. – 398 с.
  • Хопкинс Д. Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение. – М.: АСТ, 2009. – 221 с.
  • Элиаде М. Мефистофель и андрогин. – СПб.: Алетейя, 1998. – 375 с.
  • Blessing J. Rrose is a Rrose is a Rrose: gender performance in photography. – New York: Guggenheim Museum, 1997. – 223 p.
  • Conley Κ. Claude Cahun’s Iconic Heads : from The Sadistic Judith to Human Frontier // The papers of Surrealism. 2004. – Issue 2. URL: http://www.surrealismcentre.ac.uk/papersofsurrealism/journal2/index.htm (дата обращения: 10.09.2014).
  • Cortés J. M. G. Je Suis Lesbien (Pierre Molinier o el cuestionamiento de la virilidad) // Accion Paralela. Ensayo teoria y critica del arte contemporaneo # 3. URL: http://www.accpar.org/numero3/molinier.htm (дата обращения: 11.09.2014).
  • Don’t Kiss Me. The Art of Claude Cahun and Marcel Moore / L. Downie (ed.). – London: Aperture, 2006. – 240 p.
  • Hutchison S. Convulsive beauty: Images of Hysteria and Transgressive Sexuality Claude Cahun and Djuna Barnes // Sympoke. – 2003. – Vol. 11. – No. 1/2. – P. 212–226.
  • Krauss R. Corpus Delicti // October. – 1985. – Vol. 33. – P. 31–72.
  • Pierre Molinier // Galerie Christophe Gaillard, Paris. URL: http://galeriegaillard.com/fr/artistes/oeuvres/14/pierre-molinier (дата обращения: 12.09.2014).
  • Taylor S. Hans Bellmer. The anatomy of anxiety. – Cambridge Mass: The MIT Press, 2002. – 310 p.