Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-80
Заголовок Орфизм Гийома Аполлинера. Античный миф и «чистая» живопись Ф. Купки, Р. Делоне и Ф. Пикабиа
Автор email anna.artxx@gmail.com
Сведения об авторе Алексеева Анна Владимировна — аспирант. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Университетская наб., 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034
В рубрике Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-80
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 625632
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.037.28; 7.046.1;78 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена происхождению термина «орфизм», предложенного в 1912 г. Г. Аполлинером и примененного им в отношении ряда художников: Ф. Купки, Р. Делоне, Ф. Пикабиа, М. Дюшана и Ф. Леже. В современной науке принято рассматривать орфизм как искусство «чистой» живописи, направленной на поиск светоносного цвета. Происхождение названия нередко связывают с легендой о возникновении культа Аполлона, основоположником которого, в соответствии с древними текстами, являлся Орфей. Данное исследование ставит своей задачей определить значение мифа об Орфее-музыканте для появления термина «орфический» через выявление обращения перечисленных мастеров к музыкально-живописной аналогии. В центре внимания находится творчество Купки, Делоне и Пикабиа, а также многочисленные высказывания художников и их современников по проблеме музыкально-живописной взаимосвязи.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Алексеева А. В. Орфизм Гийома Аполлинера. Античный миф и «чистая» живопись Ф. Купки, Р. Делоне и Ф. Пикабиа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 625–632. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-80
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Леже Ф. О монументально-декоративной живописи / Пер. с фр. Л. А. Жадовой // Мастера искусства об искусстве / Под ред. А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова и др. – М.: Искусство, 1967. – Т. 5. Кн. 1. – С. 287–290.
  • Apollinaire G. Le bestiaire ou Cortège d’Orphée // Mediterranees.net: site, consacreé à l’art des pays mediteranées. 2004–2014. URL: http://www.mediterranees.net/mythes/orphee/bestiaire.html (дата обращения: 19.02.2015).
  • Apollinaire G. Les peintres-cubistes // bergerault-univ-tours.fr: site de l”Université François Rabelait à Tour, cours de Pascal Bergerault. 2007–2008. URL: http://bergerault-univ-tours.fr/doc/doc73.pdf (дата обращения: 19.02.2015).
  • Bernstock J. Under Spell of Orpheus. The Persistence of a Myth in Twentieth-Century Art. – Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1991. – 241 p.
  • Jacobus J., Hunter S. Modern Art. Painting. Sculpture. Architecture. – New York: Harry N. Abrams, Inc., Publ., 1992. – 440 p.
  • [Klee P.] The Diaries of Paul Klee 1898–1918 / English translation from German by F. Klee. Berkeley — Los Angeles — London: University of California Press, 1973. – 434 p.
  • Kupka F. Four Stories of White and Black // Frank Kupka. Pioneer of Abstract Art. – New York — Toronto: Mc-Graw – Hill Book Company, London: Thames and Hudson, 1968. – P. 286–287.
  • Kupka F. La Création dans les art plastiques // Sons & Lumiéres. Une histoire du son dans l’art du XX-e siècle / ed. par S. Duplaix, M. Lista. – Paris: Éditions du Centre Pompidou, 2004. – 375 p.
  • Maur K. V. Bach et l’art de la fugue. Modèle structurel musical pou la création d’un langage pictural abstrait / traduit de l’allemand par J. Torrent // Sons & Lumières. Une histoire du son dans l’art du XXe siècle / ed. par S. Duplaix, M. Lista. – Paris: Édition du Centre Pompidou, 2004. – P. 17–27.
  • Maur K. V. The Sound of Painting. Music in modern art / English translation from German by J. W. Gabriel. – Munich — London — New York: Prestel, 1999. – 127 p.
  • Read H. A concise history of modern painting. – New York: Thames & Hudson Ltd, 1974, 2006. – 396 p.
  • Rothman R. Between Music and the Machine: Francis Picabia and the End of Abstraction // toutfait.com: onlinemagazine, consacré à l’étude de l’art de M. Duchamp. 2015. URL: http://www.toutfait.com/online_journal_details.php?postid=1235&keyword=picabia (дата обращения: 19.02.2015).
  • Sons & Lumières. Une histoire du son dans l’art du XX-e siècle / ed. par S. Duplaix, M. Lista. – Paris: Édition du Centre Pompidou, Paris, 2004. – 375 p.
  • Spate V. Orphism // Concepts of modern art. From Fauvism to Postmodernism / N. Stangos (ed.). – London: Thames & Hudson Ltd, 2006. – P. 85–96.
  • Spate V. Orphism. The evolution of non-figurative painting in Paris 1910–1914. – Oxford: Clarendon Press, 1979. – 409 p.
  • Vachtova L. Frank Kupka. Pioneer of Abstract Art. – New York, Toronto: McGraw-Hill Book Company. – London: Thames and Hudson, 1968. – 317 p.
  • Vergo P. The Music of Painting. Music, Modernism and the Visual Arts from the Romantics to John Cage. – London: Phaidon Press Limited, 2010. – 368 p.