Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-78
Заголовок Образ Афины в изобразительном искусстве и литературе модерна
Автор email bartosh@academ.org
Сведения об авторе Бартош Наталья Юрьевна — кандидат филологических наук, заведующая кафедрой истории культуры гуманитарного факультета. Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, Российская Федерация, 630090
В рубрике Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-78
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 711720
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.035.93+821.111 Индекс ББК 85.03
Аннотация

Анализ эволюции образа Афины на материале литературной (О. Уайльд, Вл. Соловьев, А. Блок) и иконографической (Э. Берн-Джонс, Ф. Штук, Г. Климт, К. Мозер и др.) традиции модерна позволяет наметить этапы происхождения и развития специфической для этой эпохи трактовки образа. Если в ранних произведениях модерна художники, чувствуя двойственную природу Афины, представляют богиню разума коррелятом горгоны Медузы, то позднее внимание уделяется символическому прочтению различных форм изображения богини, от андрогинного до гипертрофированно женственного. Анализ канонических атрибутов Афины позволяет делать вывод о двуприродности восприятия богини в модерне. Сложившийся в итоге образ стал отрицанием разума и гармонии в том виде, в каком они дошли из античности, отражая видение разума глазами нового века — разверзшейся бездны, познать которую способен только взгляд горгоны.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Бартош Н. Ю. Образ Афины в изобразительном искусстве и литературе модерна // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 711–720. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-78
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Бартош Н. Ю. «Хармид» Оскара Уайльда: эротическая поэма? // Вестник Пермского государственного университета. Серия: Российская и зарубежная филология. – Пермь: ПГУ, 2010. – Вып. 1 (7). – С. 59–66.
  • Бычков В. В. Вл. Соловьев и эстетическое сознание Серебряного века // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: к 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А. Ф. Лосева. – М.: Наука, 2005. – С. 11–29.
  • Блок А. А. Собрание сочинений: в 6 тт. – М.: Правда, 1971. – Т. 1. – 480 с.
  • Гомер. Одиссея. – М.: Правда, 1984. – 319 c.
  • Ковалева О. В. О. Уайльд и стиль модерн. – М.: Едиториал УРРС, 2002. – 168 c.
  • Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов. – URL: http://www.ruthenia.ru/mints/papers/neomifologich.html (дата обращения: 02.03.2015).
  • Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 тт. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – Т. 1. – 671 с.
  • Перси У. Модерн и слово: стиль модерн в литературе России и Запада. – М.: Аграф, 2007. – 224 с.
  • Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986. – 607 с.
  • Сарабьянов Д. В. Искусство модерна. – М.: Искусство, 1989. – 294 с.
  • Соловьев В. С. Собрание cочинений: в 12 тт. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1966–1970. – Т. 9. – 435 с.
  • Элиаде М. Избранные сочинения: Очерки сравнительного религиоведения. – М.: Ладомир, 1999. – 488 с.
  • Athena in the Classical World / S. Deacy, A. Villing (eds.). – Leiden: Brill, 2001. – 435 p.
  • Athena’s Shuttle: Myth, Religion, Ideology from Romanticism to Modernism / F. Marcucci, E. Sdegno (eds.). – Milan: Cisalpino, 2000. – 222 p.
  • Bisanz-Prakken M. Zum Gemalde ‘Pallas Athene’ von Gustav Klimt // Alte und moderne Kunst. – 1976. – Vol. XXI. – S. 8–11.
  • Comini A. Gustav Klimt. – London: Thames and Hudson, 1975. – 112 p.
  • Edward Burne-Jones, 1833–1898: un maître anglais de l’imaginaire: Catalogue d’exposition. – Paris: Réunion des musées nationaux, 1999. – 362 p.
  • Florman L. Gustav Klimt and the Precedent of Ancient Greece // The Art Bulletin. – 1990 (June). – Vol. 72. – No. 2. – P. 310–326.
  • Johnson J. M. Athena Goes to the Prater: Parodying Ancients and Moderns at the Vienna Secession // Oxford Art Journal. – 2003. – Vol. 26, no. 2. – P. 49–69.
  • Hunt P. Pallas Athene of Gustav Klimt: Eyes of a Goddess // Philolog. Classical connections — Сommentary and Critique. 2006. URL: http://traumwerk.stanford.edu/philolog/2006/07/gustav_klimts_pallas_athene_of.html (дата обращения: 02.03.2015)
  • Karentzos A. Femininity and ‘Neuer Mythos’ — Pallas Athena in Turn of the Century Art // Athena in the Classical World. – Leiden: Brill, 2001. – P. 257–272.
  • Kilinski K. Classical Klimtomania: Gustav Klimt and Archaic Greek Art // Arts Magazine. – 1979. – April. – P. 96–99.
  • Kilinski K. Classical Klimtomania: An Update // Arts Magazine. – 1982. – March. – P. 106–107.
  • Madsen S. T. Sources of Art Nouveau. – New York: Da Capo Press, 1975. – 488 p.
  • Wilde O. Complete Works / M. Holland (ed.). – Glasgow: Harper Collins, 1994. – 1268 p.
  • Wood C. The Life and Works of Sir Edward Burne-Jones. – New York: Stewart, Tabori & Chahg, 1998. – 160 p.