Заголовок Антон Эренцвейг и проблемы психологии абстрактного искусства
Автор email mrazgulina@yandex.ru
Сведения об авторе Разгулина Мария Викторовна — сотрудник, Государственная Третьяковская галерея. Лаврушинский переулок, 10, Москва, Россия, 119017
В рубрике Западное искусство XX века и теория искусства
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 374380
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.01:159.964.2 Индекс ББК 85.14
Аннотация

За любым произведением искусства скрывается творческий процесс. Главной целью данного исследования было показать, каким образом психоанализ в качестве методологической основы может быть использован для объяснения этого процесса и самого феномена художественного творчества. Особенно интересным представляется в этой связи процесс создания произведения абстрактного искусства. Основой нашей статьи стала концепция теоретика искусства Антона Эренцвейга, утверждавшего, что абстрактное искусство рождается из глубинных сфер психики художника, поскольку отсутствие дифференциации свойственно именно бессознательному. Мысль о том, что к отсутствию дифференциации объектов может привести и наблюдение натуры, что отчасти объясняет рождение абстрактного искусства в ХХ в. предшествующей традицией развития пейзажной живописи в европейском искусстве, проиллюстрирована нами на примере творчества Пита Мондриана.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Разгулина М.В. Антон Эренцвейг и проблемы психологии абстрактного искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 374–380. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Фрейд З. Художник и фантазирование // Эстетика и теория искусства ХХ века. – М: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 334–343.
  • Ehrenzweig A. The Psychoanalysis of Artistic Vision and Hearing. – New York: Geo. Braziller, 1953. – 272 р.
  • Ehrenzweig A. The Hidden Order of Art. – Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1967. – 306 р.
  • Gombrich E.H. Meditations on a Hobby Horse. – London: Phaidon, 1963. – 183 р.
  • Neumann E. Kunst und Schöpferisches Unbewusstes. – Zürich: Rascher Verlag, 1954. –166 р.
  • Stokes A. Form in Art // New Directions in Psychoanalysis. – London: Tavistock Publications, 1955. – Р. 406–422.