Заголовок Значение принципов нотной записи для развития языка абстрактного искусства Пауля Клее
Автор email ashy_true@mail.ru
Сведения об авторе Алексеева Анна Владимировна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (СПбГАИЖСА). Университетская набережная, 17, Санкт-Петербург, Россия, 199034
В рубрике Западное искусство XX века и теория искусства
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 339345
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.038+781.2 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена значению принципов музыкальной нотации для развития языка абстрактного искусства Пауля Клее. Целью исследования является доказательство существования музыкально-живописных аналогий в искусстве Клее (опровергаемого некоторыми авторами, в частности, С. Партч), а также выявление значения некоторых знаков музыкальной нотации в работах художника.
Будучи профессиональным исполнителем, мастер свободно владел навыком нотной записи. Линия в графических работах Клее развивается подобно мелодии, записанной нотами: непрерывно, в рамках схемы горизонтальных и вертикальных линий. Расположенное в двумерном пространстве этой схемы изображение приобретает плоскостный характер. Знаки нотации привносят свое музыкальное значение в графические и живописные работы мастера. Выявление этих особенностей творчества Клее влияет на принцип анализа его работ и позволяет по-новому интерпретировать знакомые изобразительные мотивы.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Алексеева А.В. Значение принципов нотной записи для развития языка абстрактного искусства Пауля Клее // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 339–345. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Düchting H. Paul Klee. Painting Music. ‒ Munich; London; New-York: Prestel Publishing, 2012. ‒ 111 p.
  • Klee P. The Diaries of Paul Klee. ‒ Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1964. ‒ 434 p.
  • Klee P. Th e Th inking Eye: the Notebooks of Paul Klee. ‒ New-York: G. Wittenborn, 1961. ‒ 541 p.
  • Kagan A. Paul Klee // Art & Music. ‒ Ithaca; London: Cornell University Press, 1983. ‒ 176 p.
  • Partsch S. Paul Klee. 1879‒1940. Poet of Colours, Master of Lines. ‒ Los Angeles: Taschen, 2011. ‒ 96 p.
  • Verdi P. Musical Infl uences on the Art of Paul Klee // Museum Studies. ‒ Chicago: The Art Institute of Chicago, 1968. ‒ Vol. 3. ‒ P. 81–107.
  • Vergo P. The Music of Painting. Music, Modernism and the Visual Arts from the Romantics to John Cage. ‒ London: Phaidon Press, 2010. ‒ 368 p.