Заголовок Продолжение и возрождение византийской традиции в творчестве Эль Греко
Автор email zacharias2@seznam.cz
Сведения об авторе Захарияш Ян — студент магистратуры, Карлов университет. Овочни трг, 3–5, Прaга, Чешская Республика, 11636
В рубрике Западное искусство Средних веков и Нового времени
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 295300
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(460) Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья является исследованием византийских и поствизантийских мотивов в творчестве Эль Греко. Из заметок, написанных художником во время его пребывания в Толедо, очевидно, что Эль Греко относился к византийскому искусству совсем не равнодушно. В примечании к жизнеописанию Аньоло Гадди в книге Вазари живописец оценил византийскую манеру как более изобретательную и сложную по сравнению с искусством Джотто. Многие искусствоведы отмечали влияние византийских и поствизантийских мотивов на творчество Эль Греко. Из формальных элементов, используемых художником, по нашему мнению, можно назвать «пробела», которые встречаются в его экспрессивной трактовке драпировок. Также построение пространства во многих произведениях Эль Греко ведет свое проиcxождение от композиционных принципов иконописи. Но самым ярким примером использования мотивов византийского и поствизантийского искусства является лик Христа с необычным нимбом. В Толедо Эль Греко написал несколько раз изображение Пантократора, которое повторяет основные элементы изображения Христа в византийском и поствизантийском искусстве. Возможно, ромбовидный нимб Христа в этих картинах отчасти воспроизводит форму нимба Премудрости Божией в виде звезды.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Захарияш Ян Продолжение и возрождение византийской традиции в творчестве Эль Греко // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 295–300. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Каптерева Т.П. Искусство Испании. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – 314 с.
  • Лазарев В.Н. Византийская живопись. – М.: Наука, 1971. – 405 с.
  • Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. – M.: Северный паломник, 2006. – 1086 с.
  • Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. – М.: Изобразительное искусство, 1996. – 332 c.
  • Brown J. Painting in Spain. – New Haven: Yale University Press, 1998. – 283 р.
  • Davies D. El Greco. – New Haven: Yale University Press, 2004. – 319 р.
  • El Greco of Crete / ed. by N. Hadjinicolaou. – Iraklion: Municipality of Iraklion, 1995. – 651 р.
  • Grabar A. Mittelalterliche Kunst Osteuropas. – Baden-Baden: Holle, 1968. – 249 р.
  • Hadjinicolaou N. La defensa del arte bizantino por El Greco: Notas sobre una paradoja // Archivo español del arte. – 2008. ‒ Τ. 81. ‒ № 323 (Julio-Septiembre). – Р. 217–232.
  • Marías F., Bustamente A. Las ideas artisticas de El Greco. – Madrid: Catedra, 1981. – 253 р.
  • Panagiotakes N. El Greco — Th e Cretan years. – London: Ashgate, 2009. – 145 р.
  • Salas X. Las notas del Greco a la „Vida de Tiziano“, de Vasari // Studies in the history of Art publ. by the National Gallery of Art, Washington. – 1984. ‒ Vol. 13. – Р. 161–169.
  • Vasari G. Agnolo Gaddi // Vasari G. Le vite de’ piú eccellenti pittori, scultori e architettori: [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://it.wikisource.org/wiki/Le_vite_de’_pi%C3%B9_eccellenti_pittori,_scultori_e_architettori_(1568)/Agnolo_Gaddi (дата обращения: 10.03.2014).
  • Wethey H. El Greco and his school. – Princeton: University Press, 1962. ‒ Vol. 1. – 125 р.
  • Wethey H. El Greco and his school. – Princeton: University Press, 1962. – Vol. 2. ‒ 276 р.