Заголовок «Клевета Апеллеса» Даниэля Фрезе — образ, текст и контекст
Автор email annika_schoening@web.de
Сведения об авторе Шёнинг Анника — студент магистратуры, Институт искусства и визуальной истории, Университет имени А. Гумбольдта. Георгенштрасе, 47, Берлин, Германия, 10117
В рубрике Западное искусство Средних веков и Нового времени
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 287294
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(430) Индекс ББК 85.14
Аннотация

Исследование проведено в контексте дискуссии о лютеранской живописной концепции и роли гуманизма в Северной Германии. С этими темами связаны и вопросы о живописной пропаганде и месте художника в лютеранской Германии в эпоху Ренессанса. Все перечисленные аспекты рассматриваются на примере картины Даниэля Фрезе «Клевета Апеллеса». Это произведение может быть понято только через исследование контекста его создания, местной среды ганзейского города Люнебурга, расположенного в Северной Германии. Даниэль Фрезе использовал известную иконографию, которая была основана на гуманистических идеях и лютеранской образности, чтобы воплотить свои идеи в художественном произведении. В результате появилось одно из первых изображений местного исторического события. Хотя Даниэль Фрезе не изобрел новой иконографии, он оказался настоящим новатором в своем незаурядном умении увлекать зрителя, почти играя на его визуальном и интеллектуальном опыте.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Шённинг Анника «Клевета Апеллеса» Даниэля Фрезе — образ, текст и контекст // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 287–294. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Boockmann H. Die Stadt im späten Mittelalter. – Munich: C.H. Beck, 1986. – 357 p.
  • Cast D. The Calumny of Apelles. A Study in the Humanist Tradition. – New Haven; London: Yale University Press, 1981. – 243 p.
  • Förster R. Die Verläumdung des Apelles in der Renaissance // Jahrbuch der Königlich Preussischen Kunstsammlungen. ‒ 1887. ‒ Vol. 8. ‒ P. 29–56.
  • Gross F. Lutherische Gerechtigkeit für einen Apelles von Lüneburg? Zum stiefmütterlich behandelten Hauptwerk des Daniel Frese (1540?–1611) im Rathaus der Salzstadt // Niederdeutsche Beiträge zur Kunstgeschichte. 2000. Vol. 39. ‒ P. 29–77.
  • Haupt M.G. Die große Ratsstube im Lüneburger Rathaus (1564–1584). Selbstdarstellung einer protestantischen Obrigkeit. – Marburg: Jonas Verlag, 2000. – 312 p.
  • King James Bible. Authorized Version, Cambridge Edition. URL: http://www.kingjamesbibleonline.org/John-1-17/ (accessed: 28.03.2014).
  • Kissel O.R. Die Justitia. Refl exionen über ein Symbol und seine Darstellung in der bildenden Kunst. Munich: C.H. Beck, 1984. 143 p.
  • Luther und die Folgen für die Kunst. Kunsthalle Hamburg: catalogue / hrsg. von W. Hofmann. Munich: Prestel, 1983. – 685 p.
  • Massing J.M. Du texte à l’image. La Calomnie d’Apelle et son iconographie. – Strasbourg: Presses universitaires de Strasbourg, 1990. – 551 p.
  • Ohly F. Gesetz und Evangelium. Zur Typologie bei Luther und Lucas Cranach. Zum Blutstrahl der Gnade in der Kunst. Münster: Aschendorff , 1985. 135 p.
  • Prenter R. Der barmherzige Richter. Iustitia dei passiva in Luthers Dictata super Psalterium 1513–1515. – Aahus; Copenhagen: Universitetsforlaget, 1961. – 152 p.
  • Reinecke W. Das Rathaus zu Lüneburg. – Lüneburg, 1925. – 160 p.
  • Schuster P. Abstraktion, Agitation und Einfühlung. Formen protestantischer Kunst im 16. Jahrhundert // Luther und die Folgen für die Kunst: catalogue / Kunsthalle Hamburg; hrsg. von W. Hofmann. – Munich: Prestel, 1983. P. 119–125.
  • Simon K. Abendländische Gerechtigkeitsbilder. – Frankfurt am Main: Kramer, 1948. – 108 p.
  • The Works of Lucian of Samosata / transl. by H.W. Fowler, F.G. Fowler. – Oxford: The Clarendon Press, 1905. Vol. 4. P. 1–11.
  • Tipton S. Res publica bene ordinata. Regentenspiegel und Bilder vom guten Regiment. Rathausdekorationen in der Frühen Neuzeit. – Hildesheim: Olms, 1996. – 684 p.