Заголовок Кермессы и карнавалы: хроматика народных празднований в ренессансных Нидерландах
Автор email stephanie_rom@mail.ru
Сведения об авторе Ковбасюк Стефания Андреевна — аспирант, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. Ул. Владимирская, 60, Киев, Украина, 01033
В рубрике Западное искусство Средних веков и Нового времени
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 279286
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 94 (492): 75»15» Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению хроматических особенностей визуализации кермесс и карнавалов в нидерландской живописи XVI в. Согласно концепции наиболее известного историка цвета М. Пастуро, цвет является в первую очередь культурным конструктом, и выбор живописцем того или иного цвета чаще всего неслучаен.
Обращаясь к анализу художественных воплощений народных праздников ренессансных Нидерландов, автор статьи делает попытку ответить на ряд вопросов: каковы доминирующие цвета в визуализациях кермесс и карнавалов, чем был обусловлен выбор художником конкретного цвета, каким семантическим полем обладал тот или иной цвет, как функционировали эти цвета в структуре популярной культуры Нидерландов XVI в. и, наконец, какую эволюцию пережила хроматика народных празднеств в связи с Реформацией.
В работе рассмотрены три основных цвета кермесс и карнавалов — голубой, желтый и красный, а также полосатые ткани в одежде и других деталях иконографии празднеств в картинах П. Брейгеля Старшего, П. Бальтенса, М. ван Клеве, И. Бекелара, Ф. Поурбуса Старшего и др. Отмечено, что к концу XVI в. традиционные цвета «мира наоборот» — голубой, красный и желтый начинают уступать темной гамме, что, очевидно, объясняется начатой сторонниками Реформации и апологетами посттридентской католической церкви реформой народной культуры. Именно она, очевидно, и привела к эволюции праздничной хроматики кермесс и карнавалов, когда обычные для гуляний цвета уступают черному, коричневому, белому.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ковбасюк С.А. Кермессы и карнавалы: хроматика народных празднований в ренессансных Нидерландах // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 279–286. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Наука, 1965. – 543 c.
  • Брант С. Корабль дураков. – Харьков: Litera Nova, 2012. – 240 c.
  • Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. – СПб.: Alexandria, 2012. – 448 c.
  • Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. – М.: Эксмо, 2007. – 640 c.
  • Anoniem. Die Spiegel der Sonden. – Antwerpen: Den Haag, 1998. – 104 p.
  • Corpus Reformatorum. – Halle: Halis Saxonum, 1843. ‒ Vol. 11. – 1044 p.
  • Gaignebet C. Le Combat de Carnaval et de Carême // Annales, Economies, Societes, Civilisations. ‒ 1972. ‒ No. 2. ‒ P. 313–345.
  • Gibson W.S. Figures of Speech. Picturing Proverbs in Renaissance Netherlands. – Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2010. – 238 p.
  • Gibson W.S. Pieter Bruegel and the Art of Laughter. – Los Angeles; London: University of California Press, 2006. – 272 p.
  • Guicciardini L. Description de touts les Pays-Bas. – Amsterdam: Arnoud Benier, 1641. – 644 p.
  • Kavaler E.M. Pieter Bruegel: Parables of Order and Enterprise. – Cambridge: Cambridge University Press, 1999. – 416 p.
  • Marijnissen R.H. Bruegel. Tout l’oeuvre peint et dessiné. – Paris: Albin Michel, 1988. – 420 p.
  • Pastoureau M. Bleu. Histoire d’une couleur. – Paris: Seuil, 2000. – 238 p.
  • Pastoureau M. Formes et couleurs du désordre: le jaune avec le vert // Médiévales. ‒ 1983. ‒ Vol. 2. ‒ No. 4. ‒ P. 62–73.
  • Pastoureau M. Vert. Histoire d’une couleur. – Paris: Seuil, 2013. – 240 p.
  • Pleij H. Colors Demonic and Divine. Shades of Meaning in the Middle Ages and aft er. – New-York: Columbia University Press, 2004. – 124 p.
  • Pleij H. Het Gilde van de Blauwe Schuit. Literatuur, volksfeest en burgermoraal in de late middeleeuwen. – Amsterdam: Amsterdam Academic Archive, 2009. – 334 p.
  • Stridbeck C.G. Combat between Carnival and Lent by Pieter Bruegel the Elder: An Allegorical Picture of the Sixteenth Century // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. ‒ 1956. ‒ Vol. 19. ‒ No 1-2. ‒ P. 96–109.