Заголовок Фреска «Вознесение» Мелоццо да Форли в церкви Санти Апостоли в Риме. Специфика заказа
Автор email ulyana.dobrova@yandex.ru
Сведения об авторе Доброва Ульяна Павловна — аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект, 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991.
В рубрике Западное искусство Средних веков и Нового времени
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 222229
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(450) Индекс ББК 85.14
Аннотация

По мнению Джорджо Вазари, фреска «Вознесение» была создана до 1474 г. по заказу одного из племянников Сикста IV — Пьетро Риарио. Фреска представляла собой один из самых монументальных заказов времени понтификата Сикста IV, наряду с фризовым циклом Сикстинской капеллы. Декорация располагалась в апсиде церкви Санти Апостоли конвентуального монастыря и достигала по разным подсчетам от 16 до 17 м в диаметре. В XVIII в. композиция была уничтожена, за исключением 15 фрагментов, которые хранятся в разных музеях Рима.
Фреска была выполнена умбрийским мастером эпохи раннего Возрождения Мелоццо да Форли, имя которого вошло в исторический лексикон под грифом pictor papalis, что означает «придворный художник папы римского». В этой роли Мелоццо выполнил серию заказов для папского двора, в том числе фреску «Вознесение», однако структура заказа, как и власть Сикста IV, была устроена сложнее, чем отношения заказчик–художник.
Вопрос о фигуре посредника между Мелоццо и римским папой неоднократно поднимался крупными исследователями, и до сих пор его решение остается неоднозначным. Обращение к политическим задачам, которые ставил перед собой Сикст IV, проливает свет как на проблему датировки фрески Мелоццо да Форли, так и на нюансы прочтения фрески. В то же время вопрос о специфике заказа затрагивает гораздо более важную тему — о месте Мелоццо да Форли в истории развития ренессансной перспективы как художественного метода.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Доброва У.П. Фреска «Вознесение» Мелоццо да Форли в церкви Санти Апостоли в Риме. Специфика заказа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 222–229. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Бурлака Л.В. Бонавентура // Антология средневековой мысли. – СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2001. ‒ Т. 2. – C. 122–126.
  • Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / пер. с итал. – М.: Альфа-Книга, 2008. – 1278 с.
  • Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. – М.: Искусство, 1970. – 244 c.
  • Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М.: Высшая школа, 1992. – 110 c.
  • Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. – 623 c.
  • Расторгуев А.Л. Перспектива в живописи Итальянского Возрождения. Основные проблемы ее исторического развития: автореф. … дисс. канд. искусствоведения. – М., 1984. – 22 c.
  • Черняк И.Х. Культура Возрождения и проблема гуманистической религиозности // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. – Москва: Наука, 1997. – С. 5–13.
  • Ciliberti G. La musica a Perugia al tempo di Benedetto Bonfi gli // Benedetto Bonfi gli e il suo tempo: Atti del convegno / a cura di M.L. Cianini Pierotti. – Perugia: Volumnia editrice, 1998. – P. 115–133.
  • Clark N. Melozzo da Forli. Pictor Papalis. – London: Sothebys, 1990. – 168 p.
  • Dewald E.T. Th e Iconography of the Ascension // American Journal of Archaeology. – 1915. ‒ Vol. 19. ‒ No. 3. – P. 277–319.
  • Finocchi Ghersi L. Melozzo e l’architettura // Le due Rome del Quattrocento: Melozzo, Antoniazzo e la cultura artistica del ’400 romano: Atti del convegno. – Roma: Lithos, 1997. – P. 65–76.
  • Goff en R. Friar Sixtus IV and the Sistine Chapel // Renaissance Quarterly. – 1996. ‒ Vol. 39. ‒ No 2. – P. 218–262.
  • Frank I.J. Cardinal Giuliano della Rovere and Melozzo da Forli at SS. Apostoli // Zeitschrift für Kunstgeschichte. – 1996. ‒ Bd. 69. – P. 97–122.
  • Frank I.J. Melozzo da Forli and the Rome of Pope Sixtus IV (1471–1484): Ph. D. Diss. (1991). – Ann Arbor, 1993. – 437 p.
  • Huber R. A Documented History of the Franciscan Order. – Washington: Catholic University, 1944. – 553 p.
  • Minardi M. Melozzo pittore papale. La gloria dell’umana belezza // Melozzo da Forli. L’umana bellezza tra Piero della Francesca e Raff aello. – Milano: Silvana Editoriale, 2011. – P. 206–217.
  • Müntz E. Les arts à la cours des papes pendant le XV et le XVI siècle. Recueil de documents inedits tirés des archives et des bibliothèques romaines: en 3 vols. – Paris: Bibliothèque des Écoles françaises d’Athènes et de Rome, 1882. – 300 p.
  • Schmarsow A. Melozzo da Forli. Ein Beitrag zur Kunst- und Kulturgeschichte Italiens im XV Jahrhundert. – Berlin; Stuttgart: Verlag von W. Spemann, 1886. – 403 p.