Заголовок Проблема перестройки языческих святилищ в христианские храмы на примере архитектуры северной Палестины позднеантичного периода
Автор email foteini_t@yahoo.com
Сведения об авторе Тарханова Светлана Валерьевна — научный сотрудник, НИИТИАГ РААСН (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук). 7-я Парковая ул., д. 21а, Москва, Россия, 105264.
В рубрике Восточнохристианское искусство
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 7989
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 904:72, 94(569.4).02, 94(569.4).022, 94(569.4).024 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Проблема перестройки языческих святилищ в христианские храмы — одна из самых актуальных проблем в современной европейской историографии. В данной статье она раскрывается на примере палестинской архитектуры. Собраны сведения о перестройках святилищ, известных по историческим источникам (в Иерусалиме, в Газе) и по археологическим свидетельствам (Северо-западный храм в ИппосеСуссите, храм Свв. Косьмы и Дамиана в Доре, храмы в Сепфорисе, в Бет-Шеане, в Омрите и, возможно, комплекс Благовещения с базиликой Св. Иосифа в Назарете, храм Умножения хлебов и рыб в Табхе и храм в Эвроне). Далеко не всегда эти процессы сопровождались конфликтами и насильственными разрушениями, чаще всего христианские храмы встраивались в уже заброшенные святилища. Поэтому представления об антагонизме двух религий, основанные на сведениях исторических источников, кажутся преувеличенными. В одной только северной Палестине святилищ было не менее 40, храмов — более 120, синагог — более 70, и все постройки мирно сосуществовали друг с другом на протяжении долгого времени постепенного угасания язычества.
Святилища были одним из важнейших источников для формирования архитектурного образа христианской базилики, что доказывается непосредственным заимствованием фундаментов и архитектурных деталей при перестройках.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Тарханова С.В. Проблема перестройки языческих святилищ в христианские храмы на примере архитектуры северной Палестины позднеантичного периода // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 79–89. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Комеч А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве // Искусство Западной Европы и Византии: сб. статей. – М.: Наука, 1978. – С. 45–62.
  • Тарханова С.В. Кармель, гора // Православная энциклопедия. – М.: Изд-во Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», 2012. – Т. 30. ‒ С. 237–241.
  • Bar D. Continuity and Change in the Cultic Topography // From Temple to Church. Destruction and Renewal of Local Cultic Topography in Late Antiquity / ed. by J. Hahn, S. Emmel, U. Gotter. – Leiden; Boston: Brill, 2008. – P. 275–298.
  • Buchwald H. Form, Style and Meaning in Byzantine Church Architecture. – Sydney; Singapore: Ashgate Variorum, 1999. – 352 p.
  • Crowfoot J.W. Early Churches in Palestine. – London: Oxford University Press, 1941. – 166 p.
  • Dauphin C. From Apollo and Asclepius to Christ. Pilgrimage and Healing at the Temple and Episcopal Basilica of Dor // Liber Annuus. – 1999. ‒ T. 49. – P. 397–430.
  • Davies J.G. Th e Origin and Development of Early Christian Church Architecture. – London: SCM Press Ltd., 1952. – 152 p.
  • Deichmann F.W. Archeologia Cristiana. – Roma, L'Erma di Bretschneider, 1993. – 355 p.
  • Deichmann F.W. Frühchristliche Kirchen in Antiken Heiligtümer // Jarhbuch des Deutschen Archaiologischen Instituts. – 1939. ‒ Bd. 54. – S. 105–136.
  • Epiphanius, ep. Cypro. Adversus haereses (Panarion) // Patrologiae cursus completus. Series Graeca /ed. J.-P. Migne. – Paris, 1858. ‒ T. 41. – Col. 173–1200.
  • Eusebius. Vita Constantini // Eusebius. Werke. – Berlin: Akademie, 1975. ‒ Bd. 1.1. – P. 3–151.
  • Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l’art chrétien antique. – Paris: Collège de France. 1943. – T. 1: Architecture. ‒ 638 p.
  • Gregory T.E. Th e Survival of Paganism in Christian Greece: A Critical Essay // Th e American Journal of Philology. – 1986. ‒ Vol. 107. ‒ No. 2 (Summer). – P. 229–242.
  • Holumn K.G. Caesarea’s Temple Hill: Th e Archaeology of Sacred Space in an Ancient Mediterranean City // Th e American Schools of Oriental Research. – 2004. ‒ Vol. 67. ‒ No 4. – P. 184–199.
  • Kaldellis A. Hellenism in Byzantium: Th e Transformations of Greek Identity and Reception of the Classical Tradition // Greek Culture in the Roman World / ed. by S.E. Alcock, J. Elsner. – Cambridge: Cambridge University Press, 2007. – 468 p.
  • Krautheimer R. Th e Constantinian Basilica // Dumbarton Oaks Papers. – 1967. ‒ Vol. 21. – P. 115–140.
  • Langlotz E., Deichmann F. Basilica // Reallexikon für Antike und Christentum / hrsg. Th . Klauser. – Stuttgart: G.M.B.H., 1950. – Bd. 1. ‒ S. 1225–1259.
  • Leibovitch J. Th e Reliquary Column of Dor // Christian News from Israel. – 1953. ‒ Vol. 5. – P. 22–23.
  • MacMullen R. Christianity and Paganism in the 4th to 8th Centuries. – New Haven; London: Yale University Press, 1997. – 282 p.
  • Margalit S. Th e Bi-Apsidal Churches in Palestine, Jordan, Syria, Lebanon, and Cyprus // Liber Annuus. – 1990. ‒ T. 40. – P. 321–334.
  • Ward-Perkins J. Constantine and the Origins of the Christian Basilica // Studies in Roman and Early Christian Architecture. – London: British School at Rome, 1994. – P. 447–468.
  • Weiss Z., Netzer E. New Evidence for the Late-Roman and Byzantine Sepphoris // Th e Roman and Near East: Some Recent Archaeological Research. – 1995. ‒ No. 14. – P. 197–218.