Заголовок Реконструкция древности и воображаемая античность в живописи Андреа Мантеньи и Филиппино Липпи
Автор email aquamarine17@yandex.ru
Сведения об авторе Лопухова Марина Александровна. Аспирант кафедры всеобщей истории искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ
В рубрике Западное искусство XV-XX веков
Год 2013 Номер сборника 3 Страницы 369374
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(450)4 Индекс ББК 85.03
Аннотация

На примере отдельных памятников рассмотрены специфические формы цитирования античного образца, прежде всего, использование детали all’antica в живописи Андреа Мантеньи и Филиппино Липпи. Внешне документальный характер классических деталей у Мантеньи противостоит фантастическим образам, конструируемым Липпи. В действительности в работах мастеров прослеживается сходство — как в приемах и мотивах, так и в целом в эволюции позднего стиля, некоторые черты которого были унаследованы искусством Чинквеченто.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лопухова М.А. Реконструкция древности и воображаемая античность в живописи Андреа Мантеньи и Филиппино Липпи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2013. С. 369–374. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Беренсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. ‒ М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. ‒ 559 с.
  • Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. ‒ М.: Искусство, 1970. ‒ 257 с.
  • Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. ‒ СПб.: Азбука-классика, 2006. ‒ 544 с.
  • Челлини Б. Жизнеописание. Трактаты. Поэзия. ‒ СПб.: Азбука-классика, 2003. ‒ 633 c.
  • Andrea Mantegna / ed. J. Martineau, S. Boorsch. ‒ London: R.A., 1992. ‒ 499 p.
  • Bacci F.M. Ritratti di imperatori e profili all’antica. Scultura del Quattrocento nel Museo Stefano Bardini. ‒ Firenze: Centro Di, 2012. ‒ 199 p.
  • Barile E. Giovanni Marcanova e i suoi possibili incontri con Andrea Mantegna // Mantegna e Padova. 1445–1460 / a cura di D. Banzato, A. De Nicolò Salmazo, A.M. Spiazzi. ‒ Milano, 2006. ‒ P. 37–43.
  • Barocchi P. Il valore dell’antico nella storiografi a vasariana // Il mondo antico nel Rinascimento: Atti del V Convegno internazionale di studi sul Rinascimento. ‒ Firenze: Sansoni, 1958. ‒ P. 217–236.
  • Blum I. Andrea Mantegna und die Antike. ‒ Leipzig: Heitz, 1936. ‒ 124 S.
  • Blumenröder S. Andrea Mantegna — die Grisaillen. Malerei, Geschichte und antike Kunst im Paragone des Quattrocento. ‒ Berlin: Mann, 2008. ‒ 297 S.
  • Bodon G. Andrea Mantegna e l’antico. Iconografi e classiche nelle opere padovane di Mantegna: Rifl essioni sul caso della Pala di San Zeno // Mantegna e Roma. L’artista davanti all’antico / a cura di T. Calvano, C. Cieri Via, L. Ventura. ‒ Roma: Bulzoni, 2009. ‒ P. 53–71.
  • Bolla M. Mantegna e l’antico a Verona // Mantegna e le arti a Verona. 1450–1550 / a cura di S. Marinelli, P. Marini. ‒ Venezia: Marsilio, 2006. ‒ P. 83–89.
  • Ceriana M. L’architettura della Pala di San Zeno // Mantegna e Roma. L’artista davanti all’antico / a cura di T. Calvano, C. Cieri Via, L. Ventura. ‒ Roma: Bulzoni, 2009. ‒ P. 53–61.
  • Chastel A. I centri del Rinascimento. Arte italiana 1460–1500. ‒ Milano: Rizzoli, 1999. ‒ 384 p.
  • Cieri Via C. Andrea Mantegna e la “geologia artistica” // Mantegna e Roma. L’artista davanti all’antico / a cura di T. Calvano, C. Cieri Via, L. Ventura. ‒ Roma: Bulzoni, 2009. ‒ P. 237–269.
  • Cieri Via C. La cultura archeologica padovana e Andrea Mantegna // Aspetti della tradizione classica nella cultura artistica fra umanesimo e Rinascimento / a cura di A. Cavallaro. ‒ Roma: Il Bagatto, 1986. ‒ P. 43–53.
  • Cieri Via C. Mantegna. ‒ Milano: Giunti, 1991. ‒ (Art e dossier, 55).
  • Cieri Via C. Note sul simbolismo archeologico di Andrea Mantegna // Studi in onore di Giulio Carlo Argan / a cura di S. Macchioni. ‒ Roma: Multigrafica, 1984. ‒ P. 103–126.
  • Coliva A. Filippino Lippi nella capella Carafa: L’affermazione del nuovo spazio romano // Le due Rome del Quattrocento. Melozzo, Antoniazzo e la cultura artistica del ‘400 romano. ‒ Roma: Lithos, 1997. ‒ P. 148–153.
  • Dobrick A.J. Ghirlandaio and Roman Coins // The Burlington Magazine. ‒ 1981. ‒ Vol. 73. ‒ Р. 356–358.
  • Faietti M. Il segno di Andrea Mantegna // Mantegna e Roma. L’artista davanti all’antico / a cura di T. Calvano, C. Cieri Via, L. Ventura. ‒ Roma: Bulzoni, 2009. ‒ P. 15–44.
  • Favaretto I., Bodon G. Cultura antiquaria e immagine dell’arte classica negli esordi di Mantegna // Mantegna e Padova. 1445–1460 / a cura di D. Banzato, A. De Nicolò Salmazo, A.M. Spiazzi. ‒ Milano, 2006. ‒ P. 53–78.
  • Fiocco G. L’arte di Andrea Mantegna. ‒ Venezia: Pozza, 1959. ‒ 174 p.
  • Geiger G.L. Filippino Lippi’s Carafa chapel: Renaissance art in Rome. ‒ Kirksville (Ma.): Sixteenth Century Journal Publ., 1986. ‒ 208 p.
  • Giuliano A. Mantegna e l’antico // Mantegna e Roma. L’artista davanti all’antico / a cura di T. Calvano, C. Cieri Via, L. Ventura. ‒ Roma: Bulzoni, 2009. ‒ P. 17–51.
  • Halm P. Das unvollendete Fresko des Filippino Lippis in Poggio a Caiano // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. ‒ 1931. ‒ No 3. ‒ S. 393–427.
  • Kraft K. Zum Problem der Grisaille-Malerei im italienischen Trecento. ‒ München: Univ. Diss., 1956. ‒ 80 S.
  • Legrand J. Filippino Lippi: Tod des Laokoon // Zeitschrift für Kunstgeschichte. ‒ 1983. ‒ No 46. ‒ S. 203–214.
  • Martindale A. Andrea Mantegna. I Trionfi di Cesare nella collezione della regina d’Inghilterra ad Hampton Court. ‒ Milano: Rusconi, 1980. ‒ 343 p.
  • Pincelli M.A. La Roma Triumphans e la nascita dell’antiquaria. Biondo Flavio e Andrea Mantegna // Mantegna e Roma. L’artista davanti all’antico / a cura di T. Calvano, C. Cieri Via, L. Ventura. ‒ Roma: Bulzoni, 2009. ‒ P. 90–97.
  • Sale J.R. The Strozzi Chapel by Filippino Lippi in Santa Maria Novella. ‒ Philadelphia (Pa.): Univ. of Pennsylvania, Diss., 1976. ‒ 545 p.
  • Sandström S. Levels of Unreality. Studies in Structure and Construction in Italian Mural Painting during the Renaissance. ‒ Uppsala: Almqvist & Wiksell, 1963. ‒ 260 p.
  • Santucci P. Su Andrea Mantegna. ‒ Napoli: Liguori, 2004. ‒ 553 p.
  • Saxl F. Jacopo Bellini and Mantegna as antiquarians / Saxl F. Lectures. ‒ London: Warburg Institute, 1957. ‒ P. 150–160.
  • Shoemaker I. Drawings after the Antique by Filippino Lippi // Master Drawings. ‒ 1978. ‒ No 16. ‒ P. 35–43.
  • Tamassia A.M. Visioni di Antichità nell’opera di Andrea Mantegna // Rendiconti Pontificia Accademia Romana di Archeologia. ‒ 1955/56. ‒ No 28. ‒ P. 213–249.
  • Thomas T.М. Classical Relief and Statues in Later Quattrocento Religious Painting. ‒ Ann Arbor: UMI Diss., 1981. ‒ 388 p.
  • Venturi A. Storia dell’arte italiana. Milano: Hoepli, 1914. ‒ Vol. 7: La pittura del Quattrocento. ‒ P. 3. ‒ 1175 p.
  • Vickers M. Mantegna and Constantinople // The Burlington Magazine. ‒ 1976. ‒ No 118. ‒ P. 680–683.
  • Vickers M. Mantegna and the Ara Pacis // The J. Paul Getty Museum Journal. ‒ 1975. ‒ No 2. ‒ P. 109–120.
  • Vickers M. The sources of the Mars in Mantegna’s Parnassus // The Burlington Magazine. ‒ 1978. ‒ No 120. ‒ P. 151–152.
  • Zambrano P., Nelson J.K. Filippino Lippi. ‒ Milano: Electa, 2004. ‒ 671 p.
  • Zamponi S. Mantegna e la maiuscola antiquaria // Mantegna e Padova. 1445–1460 / a cura di D. Banzato, A. De Nicolò Salmazo, A.M. Spiazzi. ‒ Milano, 2006. ‒ P. 73–80.