Заголовок Первая документа 1955 года и проблема конципированной истории искусства
Автор email bulatov.danila@yandex.ru
Сведения об авторе Булатов Данила Алексеевич. Младший научный сотрудник Отдела стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, РФ
В рубрике Западное искусство XV-XX веков
Год 2013 Номер сборника 3 Страницы 499504
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.067 Индекс ББК 85.03
Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема возникновения конципированной истории ис-кусства на примере выставки документа 1955 (г. Кассель, ФРГ) –– крупнейшего культурного события своего времени, которое послужило легитимации современных художественных практик, продолживших традицию «классического модернизма», и способствовало реин-теграции Западной Германии в общеевропейский художественный контекст. Кроме того, документа, как одна из важнейших институций второй половины XX ‒ начала XXI в., ори-ентированных на актуальное искусство, участвовала в формировании в целом гомогенного международного художественного пространства. Об отходе от этой тенденции можно го-ворить на примере последних двух документ (2007 и 2012 гг.), во многом свидетельствующих о стремлении преодолеть сингулярность выстроенной к настоящему времени «генеральной линии» истории искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Булатов Д.А. Первая документа 1955 года и проблема конципированной истории искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2013. С. 499–504. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Documenta: Kunst des 20. Jahrhunderts; internationale Ausstellung im Museum Fridericianum in Kassel (15. Juli bis 18. September 1955). ‒ München: Prestel, 1955.
  • Grasskamp W. «Entartete Kunst» und documenta I: Verfemung und Entschärfung der Moderne // Die unbewältigte Moderne. Kunst und Öff entlichkeit. ‒ München: Beck, 1989. ‒ S. 76‒119.
  • Grasskamp W. Model documenta oder wie wird Kunstgeschichte gemacht? // Kunstforum. ‒ Bd. 49. ‒ 1982. ‒ S.15‒22.
  • Haftmann W. Malerei im 20. Jahrhundert. Eine Entwicklungsgeschichte. ‒ München: Prestel, 1954.
  • Kimpel H. Documenta: Mythos und Wirklichkeit. ‒ Köln: DuMont, 1997.
  • Sonntag D. Zugriff auf die Moderne: Fallstudien zu Kunstwissenschaft und Kunstausstellung um 1950. ‒ Berlin: dissertation.de, 1999.
  • Twaites J. A. Documenta — Große Internationale Kunstausstellung im Fridericianum in Kassel // Deutsche Zeitung. ‒ 23.07.1955.
  • Wollenhaupt-Schmidt U. Documenta 1955. Eine Ausstellung im Spannungsfeld der Auseinandersetzungen um die Kunst der Avantgarde 1945‒1960. ‒ Frankfurt a. M.: Lang, 1994.
  • Азизов З. Эллиптические заметки о неопределенности // Художественный журнал. ‒ 2007. ‒ № 64. ‒ С. 127‒132.