Заголовок Повествование в поздневизантийской живописи: вопросы о священных образах, возникающие в этой связи
Автор email ijevtic@ku.edu.tr
Сведения об авторе Йевтич Ивана. Кандидат искусствоведения, профессор Отделения археологии и истории искусства университета Коч, Стамбул, Турция
В рубрике Восточнохристианское искусство
Год 2013 Номер сборника 3 Страницы 195199
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2…7; 75.046 Индекс ББК 85.03
Аннотация

Повествовательные сюжеты — один из важнейших элементов в культуре и истории изобразительного искусства. Исходя из этого тезиса, в данном сообщении мы уделяем особое внимание нарративным сюжетам в византийском искусстве, отличным от сакральных иконных изображений. В статье рассматривается набор композиционных средств и приемов, свидетельствующих о росте популярности повествовательных сюжетов и циклов в поздневизантийской монументальной живописи (XIII‒XV вв.). Анализируется то влияние, которое эти приемы и средства оказывали на восприятие и отношение к изображениям, усиливая интерес к их смыслу. Будучи частью исследования, посвященного разрастанию повествовательных сюжетов в поздневизантийской живописи, данная статья ставит вопрос о том, каким образом строился изобразительный дискурс в этих композициях. С другой стороны, разросшиеся повествовательные сюжеты в живописи исследуются и как признак глубокой трансформации в поздневизантийской культуре и обществе, — как симптомы «конца эпохи».

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Йевтич И. Повествование в поздневизантийской живописи: вопросы о священных образах, возникающие в этой связи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2013. С. 195–199. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Altman R. Th eory of Narrative. ‒ New York, 2008. ‒ P. 5‒28.
  • Babic G. Kraljeva Crkva u Studenici. ‒ Beograd, 1987. ‒ P. 170‒174, 204, 214; fi gs. 120‒122.
  • Bakirtzis Ch. Ayios Nikolaos Orphanos: the Wall Paintings. ‒ Athens, 2003. ‒ P. 124‒126, fi g. 26.
  • Belting H. Likeness and Presence. A History of the Image before the Era of Art. ‒ Chicago; London, 1994. ‒ P. 1‒29, 261‒296.
  • Belting H. Th e Image and Its Public in the Middle Ages. Form and Function of Early Paintings of the Passion. ‒ New York, 1981. ‒ P. 11‒27.
  • Chatzidakis M. Mistra: la cité médiévale et la forteresse: guide des palais, des églises et de la forteresse. ‒ Athens, 1981. ‒ P. 84; fi g. 47.
  • Cirkovic S., Korac V., Babic G. Th e Studenica Monastery. ‒ Beograd, 1986. ‒ P. 127‒128.
  • Curcic S. Religious Setting of the Late Byzantine Sphere // Byzantium: Faith and Power (1261‒1557) / ed. H. Evans. ‒ New York, 2004. ‒ P. 65, 68‒69.
  • Demus O. Th e Style of the Kariye Djami and its Place in the Development of Palaeologan Art // Th e Kariye Djami. Studies in the Art of the Kariye Djami and Its Intellectual Background / ed. P. Underwood. ‒ Princeton, 1975. ‒ P. 127‒156, 110‒127.
  • Derbes A. Picturing the Passion in Late Medieval Italy: Narrative Paining, Franciscan Ideologies and the Levant. ‒ Cambridge, 1998. ‒ P. 12‒34, 158‒162.
  • Djuric V., Cirkovic S., Korac V. Pecka Patrijarsija. ‒ Beograd, 1990. ‒ P. 146; fi g. 91.
  • Gouma-Peterson Th . Th e Frescoes of the Parekklesion of St. Euthymios in Th essaloniki : Patrons, Workshops and Style // The Twilight of Byzantium. Aspects of Cultural and Religious History in the Late Byzantine Empire // edd. S. Curcic, D. Mouriki. ‒ Princeton, 1991. ‒ P. 126‒129.
  • Hjort O. “Oddities” and “Refi nements”: Aspects of Architecture, Space and Narrative in the Mosaics of Kariye Camii // Interaction and Isolation in Late Byzantine Culture / ed. J.O. Rosenqvist. ‒ Istanbul, 2004. ‒ P. 27‒43.
  • Jevtic I., Spieser J.-M. Monuments et objets: L’art dans l’aire culturelle byzantine // Le monde byzantin III: L’empire grec et ses voisins XIIIe ‒ XVe siècles / ed. A. Laiou and C. Morrisson. ‒ Paris, 2011. ‒ P. 229‒250.
  • Joubert F., Caillet J.-P. Introduction // Orient et Occident méditerranéens au XIIIe siècle. Les programmes picturaux // edd. F. Joubert, J.-P. Caillet. ‒ Paris, 2012. ‒ P. 7‒16.
  • Lowden J. Th e Beginnings of Biblical Illustration // Imaging the Early Medieval Bible / ed. J. Williams. ‒ Pennsylvania, 2002. ‒ P. 5‒59.
  • Maguire H. Rhetoric and the Reality in the Art of the Kariye Camii // Th e Kariye Camii Reconsidered / edd. H.A. Klein, R.G. Ousterhout, B. Pitarakis. ‒ Istanbul, 2011. ‒ P. 57‒69.
  • Maguire H. Th e cycle of Images in the Church // Heaven on Earth. Art and the Church in Byzantium / ed. L. Safran. ‒ Pennsylvania, 1998. ‒ P. 121‒151.
  • Miljkovic-Pepek P. Deloto na zografi te Mihailo I Eutihij. ‒ Skopje, 1967. ‒ P. 113‒117, 101; fi g. 40, 33.
  • Ousterhout R. Th e Art of the Kariye Camii. ‒ London, 2002. ‒ P. 58, 49.
  • Radojcic S. Besede Jovana Damaskina i freske Uspenja Bogorodicinog u crkvama kralja Milutina // Uzori i dela starih srpskih umetnika. ‒ Beograd, 1975. ‒ P. 181‒193.
  • Radojcic S. Staro Srpsko Slikarstvo. ‒ Beograd, 2010. ‒ P. 91‒187.
  • Spieser J.-M., Cutler A. Byzance médiévale: 700‒1204. ‒ Paris, 1996. ‒ P. 246‒252. 24. Todic B. Gracanica. Slikarstvo. ‒ Beograd; Pristina, 1988. ‒ P. 152‒155; fi gs. 39‒40, 194‒218.
  • Todic B. Serbian Medieval Painting: the Age of King Milutin. ‒ Belgrade, 1999. ‒ P. 74‒87, 114, 119‒120.
  • Todic B. Staro Nagoricane. Beograd, 1993. ‒ P. 110‒113; figs. 40, 48, 60, 69, 73.
  • Trahoulia N.S. The Venice Alexander Romance: Pictorial Narrative and the Art of Telling Stories // History as Literature in Byzantium: Papers from the Forthieth Spring Symposium of Byzantine Studies / ed. R. Macrides. ‒ London, 2010. ‒ P. 150‒161.
  • Tsitouridou A. O zôgrafi kos diakosmos tou Agiou Nikolaou Orfanou stê Th essalonikê: sumbolê stê meletê tês Palaiologeias zôgrafi kês kata ton prôimo 14 aiôna. ‒ Th essalonica, 1986. ‒ P. 85‒87.
  • Underwood P.A. Th e Kariye Djami. Historical Introduction and Description of the Mosaics and Frescoes. ‒ Princeton, 1966. ‒ Vol. I. ‒ P. 110‒117; Vol. II. ‒ Figs. 102, 115.
  • Velmans T. La Peinture murale byzantine à la fi n du Moyen âge. ‒ Paris, 1977. ‒ P. 50‒54, 99‒121.
  • Velmans T., Suput M., Korac V. Rayonnement de Byzance. ‒ Paris, 1999. ‒ P. 241‒242.
  • Weitzmann K. Illustrations in Roll and Codex: A Study of the Origin and Method of Text Illustration. ‒ Princeton, 1947.
  • Weitzmann K. Narration in Early Christendom // American Journal of Archaeology. ‒ 1957. ‒ No 61. ‒ P. 83‒91.
  • White H. Th e Value of Narrativity in the Representation of Reality // Critical Inquiry. ‒ 1980. ‒ No 7. ‒ P. 5‒6.
  • Zarras N. Inscriptions from the Church of St. George at Staro Nagoricino // Δελτίον Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. ‒ 2010. ‒ No 31. ‒ Σ. 115‒116.
  • Zarras N. Th e Passion Cycle in Staro Nagoricino // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. ‒ 2010. ‒ No 60. ‒ P. 181‒213.