Заголовок Лик – лицо – маска в фигуративной живописи Казимира Малевича 1928–1933 гг. К проблеме образности в искусстве русского авангарда
Автор email o.fourman@gmail.com
Сведения об авторе Фурман Ольга Владиславовна. Студент отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
В рубрике Русское искусство XX века
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 478482
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.038.14; 7.041.2 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Лик, лицо, маска – важные понятия в системе авангардистской изобразительности начала XX в. Они нашли свое выражение во многих работах художников русского авангарда и в творчестве Казимира Малевича в частности. Какую форму эти понятия принимают в постсупрематической живописи Малевича 1928–1933 гг.? Как они встраиваются в универсальную систему супрематизма и какую семантическую нагрузку приобретают? Эти вопросы являются главным предметом данной работы.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Фурман О.В. Лик – лицо – маска в фигуративной живописи Казимира Малевича 1928–1933 гг. К проблеме образности в искусстве русского авангарда // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. / Под ред. А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 478–482. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Развернувшаяся в веках цепь суждений о природе понятий «лицо», «личность», persona, «Троица» и т. д. была начата философами и богословами позднеантичной и раннехристианской эпохи (отцы первых Вселенских соборов и Северин Боэций), затем нашла свое продолжение в средневековых трактатах (например, аббат Ричард Сен-Викторский, Иоанн Дунс Скот) и т. д.
  • Малевич К.С. Ликуют лики на экранах // Малевич К.С. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1: Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы: 1913–1929. М., 1995. С. 289.
  • К.С. Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма, документы, воспоминания, критика. Т. 1. М., 2004. С. 37.
  • Малевич К.С. Форма, цвет и ощущение [1928] // Казимир Малевич. Черный квадрат. Манифесты. Декларации. Статьи. СПб., 2012. С. 63.
  • Бычков В.В. Икона и русский авангард начала ХХ в. // КоревиЩе 0Б. Книга неклассической эстетики. М., 1998. С. 58–75.
  • Цит. по: Горячева Т.В. Малевич и метафизическая живопись // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 57.
  • Малевич К.С. Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика. Витебск, 1922.
  • Гусев Д.В. Понятия «лик» и «личность» в контексте философии мифа А.Ф. Лосева // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск № 8. СПб., 2001. C. 300.
  • Митрополит Иерофей. Персонализм и лицо // Заседание Научно-методологического семинара Богословского факультета ПСТГУ. М., 2009. С. 99.
  • Там же.
  • Малевич К.С. Бог не скинут…
  • К.С. Малевич о себе... Т. 1. С. 239.
  • Малевич К.С. О поэзии. Цит. по: Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М., 2003. С. 192.
  • «В настоящем времени я направленно становлюсь на разработку искусства в художественной проблеме и позволяю себе разработку образов, то есть человеческих ликов в ощущениях классических, но это не значит, что живопись этих ликов будет в духе Венецианова, Иванова, Федотова, она будет в супрематической трактовке». К. Малевич о себе... С. 233.
  • Лазарев В.Н. Портрет в искусстве XVII века. М., 1937. С. 25.
  • Сарабьянов Д.В. Казимир Малевич. Живопись // Сарабьянов Д.В., Шатских А.С. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М., 1993. С. 172.
  • Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981. С. 130.