Заголовок Образ конного архангела в византийском и поствизантийском искусстве и его связь с русской иконографией «Архангел Михаил – грозных сил воевода»
Автор email polina.tych@gmail.com
Сведения об авторе Тычинская Полина Александровна. Аспирант Государственного института искусствознания
В рубрике Древнерусское искусство
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 189194
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2; 7.046.3 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Статья посвящена изображениям конного архангела в византийской и поствизантийской живописи. Они рассматриваются как возможные прототипы и параллели русской иконографии «Архангел Михаил – грозных сил воевода». При сопоставлении памятников раскрывается не только внешнее, но и смысловое их родство.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Тычинская П.А. Образ конного архангела в византийском и поствизантийском искусстве и его связь с русской иконографией «Архангел Михаил – грозных сил воевода» // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. / Под ред. А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 189–194. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Garidis M. L’ange à cheval dans l’art byzantin // Byzantion. 1972. Vol. 42. P. 23–59.
  • Габелиħ С. Циклус арханђела у византиjскоj уметности. Београд, 1991; Она же. Византиjски и поствизантиjски циклуси Арханђела (XI–XVIII век). Преглед споменика. Београд, 2004.
  • Этингоф О.Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII века в России. М., 2005. Кат. 9.
  • Габелиħ С. Циклус арханђела... С. 42, 76.
  • Габелић С. Византиjски и поствизантиjски циклуси... Кат. 31, 42, 45.
  • Ђypић В. Нови Исус Навин // Зограф. 1983. № 14. С. 5–16.
  • Габелић С. Манастир Лесново. Београд, 1998. Илл. XXXV.
  • См. пример: Суботиќ Г. Охридската сликарска школа од XV век. Охрид, 1980. С. 134–141. Илл. 104.
  • Garidis M. L’ange à cheval... P. 34. Fig. 7, 8; Воjводиħ Д. Зидно сликарство цркве Светог Ахилиjа у Ариљу. Београд, 2005. С. 152–155. Илл. на с. 299 (прорись).
  • Этой точки зрения придерживается большинство исследователей: Garidis M. L’ange à cheval... P. 34; Воjводиħ Д. Зидно сликарство... С. 153.
  • Garidis M. L’ange à cheval... P. 35.
  • Ibid. P. 35; Millet G. Monuments de l’Athos. Album. Paris, 1927. Pl. 151; Taylor M.D. A historiated Tree of Jesse // Dumbarton Oaks Papers. 1980–1981. Vol. 34. P. 169–170. Pl. 19, 20.
  • Garidis M. L’ange à cheval... P. 36; Henry P. Les églises de la Moldavie du Nord des origines à la fi n du XVI-e siècle. Architecture et peinture. Contribution à l’étude de la civilisation moldave. Paris, 1930. Pl. XLII-2.
  • Henry P. Les églises de la Moldavie du Nord... Pl. XLI-2.
  • Garidis M. L’ange à cheval... P. 36.
  • Henry P. Les églises de la Moldavie du Nord... Pl. XLI-1.
  • Garidis M. L’ange à cheval... P. 36.
  • Воjводиħ Д. Зидно сликарство... С. 153. Прим. 1136.
  • Там же. С. 108.
  • Эти циклы подробно изучались: Pätzold A. Der Akathistos-Hymnos. Die Bilderzyklen in den byzantinischen Wandmalerei des 14. Jahrhunderts. Stuttgart, 1989; Spatharakis I. Th e Pictorial Cycles of the Akathistos Hymn for the Virgin. Leiden, 2005.
  • Pätzold A. Der Akathistos-Hymnos... Abb. 35.
  • Millet G., Velmans T. La peinture du Moyen Age in Yougoslavie. Fasc. IV. Paris, 1969. Pl. 85 (159), 100 (182).
  • Garidis M. L’ange à cheval... Fig. 11.
  • Stylianou A., Stylianou J.A. Th e Painted Churches of Cyprus. Treasures of Byzantine art. London, 1997. P. 312–320. Pl. 186.
  • Garidis M. L’ange à cheval... P. 37.
  • РГБ. Ф. 304.I, № 308. Л. 211. Изображение опубликовано: Буслаев Ф.И. Образцы письма и украшений из Псалтыри с восследованием по рукописи XV в. Таблицы. СПб., 1881. С. 18.
  • Grabar A. Les croisades de l’Europe orientale dans l’art // Grabar A. L’art de la fi n de l’antiquité et du moyen âge. Vol. 1. Paris, 1968. P. 169.
  • Ibid. P. 171.
  • Суботиќ Г. Охридската сликарска школа... С. 80, 84. Илл. 63 (прорись сохранившейся части композиции).
  • Там же. С. 80. Прим. 37.