Заголовок Образы святых князей Бориса и Глеба в росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке
Автор email d-a-r-y-a@yandex.ru
Сведения об авторе Скобцова Дарья Александровна. Сотрудник Межобластного научно-реставрационного художественного управления
В рубрике Древнерусское искусство
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 162167
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.046.3; 7.033.2(471) Индекс ББК 85.11
Аннотация

Образы свв. Бориса и Глеба, сохранившиеся в полоцком Спасском храме (расписан ок. 1161 г.), являются самыми ранними их изображениями в монументальном искусстве и их первым совместным изображением в живописи. Особенностью этой композиции является порядок расположения фигур святых: св. Глеб, младший из братьев, представлен слева, тогда как это место обычно отводилось св. Борису. Изображения святых князей, в данном случае наделенные многочисленными смысловыми оттенками, вносят в программу декорации церкви местную составляющую и еще раз акцентируют стремление Полоцка заявить о своей роли духовного центра и участии в укреплении русского христианства.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Скобцова Д.А. Образы святых князей Бориса и Глеба в росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. / Под ред. А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 162–167. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • В крещении святые князья (90-е гг. X (?) – 1015) носили имена Роман и Давид соответственно. Дни их памяти празднуются Православной Церковью 2 мая, 24 июля и 5 сентября (память св. Глеба).
  • Точное время канонизации святых князей Бориса и Глеба дискутируется.
  • Федотов Г.П. Святые Древней Руси. СПб., 2007. С. 38–39.
  • Сказания о начале Чешского государства в древнерусской письменности. М., 1970. С. 14.
  • Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г. // Православный Палестинский сборник. Вып. 51. СПб., 1899. С. 15–16. Согласно А.А. Турилову, церковь в Испигасе была возведена в 1120–1122 гг. См. об этом: Турилов А.А. Два византийско-русских историко-архитектурных сюжетца // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006. С. 458–460.
  • Эта новгородская икона датируется концом XII в. См.: Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. М., 1995. С. 54–57; Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI века. М., 2008. С. 37. Илл. 40.
  • Памятник принадлежит либо новгородской, либо тверской художественной традиции. Высветления на личном добавлены в XIV в. См.: Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. М.,1979. С. 252–259. Кат. 1; Попов Г.В. Тверская икона XIII–XVI веков. СПб., 1993. Табл. 1–5.
  • Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2009. С. 177–198; Скобцова Д.А. Стилистические особенности росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке. К вопросу о времени создания памятника // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 4. Великий Новгород, 2011. С. 78–91. Образы Бориса и Глеба расчищены в 2011 г. специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (бригада
  • В.Д. Сарабьянова).
  • См. в частности последнюю и самую полную работу: Смирнова Э.С. Ранние этапы иконографии святых князей Бориса и Глеба. Вопрос византийских образцов и сложения русской традиции // Борисо-Глебский сборник. Collectanea Borisoglebica. Вып. I. Paris, 2009. С. 57–116.
  • Там же. С. 65.
  • Уханова Е.В. Об одном киевском скриптории последней четверти XI – начала XII в. // Палеография и кодикология. 300 лет после Монфокона. Материалы Международной научной конференции. Москва, 14–16 мая 2008 г. М., 2008. С. 225–229; Она же. Древнейшие изображения св. князя Бориса. К истории библиотеки Владимира Мономаха // Борисо-Глебский сборник... С. 117–156.
  • Архипова Е. Каменная иконка с Тамани с изображением воина-мученика св. Глеба // Борисо-Глебский сборник... С. 157–182.
  • Уханова Е.В. Древнейшие изображения...
  • Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир, Боголюбово. М., 1969. С. 411.Смирнова Э.С. Ранние этапы иконографии... С. 110.
  • Памятники древнерусской литературы. Вып. 2. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Подгот. Д.И. Абрамович. Пг., 1916. С. 18.
  • Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня. XI–XV вв. М., 1983. Кат. 30, табл. 5.
  • Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси... С. 253.
  • Образы святых князей Бориса и Глеба в росписи Спасо-Преображенской церкви... 167
  • Ђорђевић И. Представе светих Бориса и Гљеба у Милешеви и српско-руске везе прве половине XIII столећа // Свети Сава у српскоj историjи и традициjи. Зборник радова са међународног научног скупа. Београд, 1998. С. 295–308.
  • В частности, на колтах из Рязанского клада 1822 г. (Оружейная палата Московского Кремля), погибшей Каменнобродской цате (Харьковский исторический музей, XII в.), пластинах оклада Мстиславова Евангелия (ГИМ, конец XII – начало XIII в.) и пластинах чина из владимирского клада (Владимиро-Суздальский музей-заповедник, конец XII – начало XIII в.), на серебряном позолоченном медальоне с поясным изображением св.Глеба с городища Старая Рязань (Рязанский музей), медальоне Суздальского оплечья, найденного при раскопках в селе Исады (ГИМ).
  • Иконография святых князей Бориса и Глеба близка той, в которой на стенах Спасского храма изображены Вячеслав Чешский и мученик Роман, а также свв. Кнут Датский и Олаф Норвежский на колоннах базилики Рождества Христова в Вифлееме. См.: Kühnel G. Wall Painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. Berlin, 1988. P. 112–125, pl. XXXII–XXXV.
  • Сергиеня В.В., Скобцова Д.А. Поновления древней росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке. Проблема сохранения и музеефикации поздних записей (в печати).
  • Смирнова Э.С. Ранние этапы иконографии... С. 95.
  • Алешковский М.Х. Русские глебоборисовские энколпионы 1072–1150 годов // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 104–125; Биленкин В. «Чтение» преп. Нестора как памятник «глебоборисовского» культа // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 47. СПб., 1993. С. 54–64.
  • Селицкий А.А. Живопись Полоцкой земли XI–XII в. Минск, 1992. С. 71.
  • Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенская церковь... С. 125.
  • Датировка Н.Ф. Высоцкой. См.: Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусi XII–XVIII стагоддзяў. Мiнск, 1984. С. 18.
  • Пуцко В.Г. Подвесны бронзавы абразок з Копыси // Мастацтво. 1994. № 2. С. 69–73.
  • Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа роспи-
  • си. СПб., 2002. С. 26–28.
  • Сарабьянов В.Д. Изображение Вячеслава, князя Чешского, в иконографическом замысле росписей Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке (в печати). Приношу автору искреннюю благодарность за возможность ознакомиться с текстом рукописи.
  • Это произошло в 929 или 935 г.
  • Имя Вячеслав носили родной и двоюродный братья св. Евфросинии, среди братьев ее отца были Глеб, Роман и Борис, последним именем был назван и племянник преподобной, сын князя Давида.
  • Ђорђевић И. Представе светих Бориса и Гљеба...
  • Царевская Т.Ю. Княжеская тематика в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2008. М., 2008. С. 131–146.
  • Икона мастера Алексы Петрова, написанная в 1293/1294 г. См.: Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI века. М., 2008. С. 100–117.
  • См. прим. 6.
  • Памятники древнерусской литературы... С. 33.