Заголовок Иконографическая программа южных врат собора Рождества Богоматери в Суздале. Некоторые замечания
Автор email manukyan4@yandex.ru
Сведения об авторе Манукян Анна Михайловна. Аспирант кафедры истории отечественного искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
В рубрике Древнерусское искусство
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 168173
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.046.3; 7.033.2(471) Индекс ББК 85.03
Аннотация

Изобразительный цикл южных дверей собора Рождества Богоматери в Суздале традиционно воспринимают как ангельский цикл, хотя он и включает четыре сцены из Книги Бытия, в которых ангелы не участвуют. Его нельзя назвать и чисто ветхозаветным циклом, так как из 24 клейм лишь 21 принадлежит Ветхому Завету. Как следует рассматривать такой необычный набор сцен, лежит ли в его основе общая идея или текст? По мнению автора, цикл мог опираться на традицию иллюстрации и толкования Псалтири.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Манукян А.М. Иконографическая программа южных врат собора Рождества Богоматери в Суздале. Некоторые замечания // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. / Под ред. А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 168–173. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Габелић С. Циклус арханђела у византиjскоj уметности. Београд, 1991. С. 40–41.
  • Великие Минеи Четии, собранные митрополитом всероссийским Макарием. Ноябрь. Дни 1–12. СПб., 1897. Стб. 247–283.
  • Муратова К.М. «Адамъ нарицаетъ имена зверемъ»: к вопросу об иконографии золотых врат суздальского собора // ΣOФIA. Сборник статей в честь А.И. Комеча. М., 2006. С. 573–588; Muratova X. Le “Porte d’oro” della cattedrale di Suzdal: problemi stilistici e iconografi ci // Le porte del Paradiso. Arte e tecnologia bizantina tra Italia e
  • Mediterraneo / A cura di A. Iacobini. Roma, 2009. P. 491–506.
  • Пс. 16, 8; 32, 6; 33, 8; 34, 1–5; 35, 8; 56, 2; 60, 5; 62, 8; 90, 4–11; 102, 20–21.
  • The Utrecht Psalter in Medieval Art: Picturing the Psalms of David [Th e exhibition Het Utrechts Psalter, Utrecht Museum Catharijneconvent, 31. August – 17. November 1996] / Ed. K. van der Horst. Westrenen, 1996. Cat. 14. Fig. 14 a, b.
  • Псалтири Феодора (Лондон, Британская библиотека, Add. 19352, л. 162; см.: Der Nersessian S. L‘illustration des psautiers grecs du moyen âge. 2. Londres. Add. 19.352. Paris, 1970. P. 54. Fig. 261); Барберини (Библиотека Ватикана, Barb. gr. 372); Киевская 1397 г. (Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека, 1252 F VI); Томича
  • 1360–1363 гг. (ГИМ, Муз. 2752); Сербская 1429–1465 гг. (Мюнхен, Баварская государственная библиотека, slav. 4). См.: Dufrenne S. Tableaux synoptiques de 15 psautiers médiévaux à illustrations intégrales issues du texte. Paris, 1978.
  • Щепкина М.В. Болгарская миниатюра XIV века. М., 1963. Табл. XVI. Илл. 55, 56.
  • Оксфорд, Бодлеянская библиотека, MS. Junius 11, p. 13. Lexikon der christlichen Ikonographie. Bd. 1. Rom; Freiburg i. B.; Basel; Wien, 1968. Sp. 50.
  • Еще Н.П. Кондаков заметил, что в миниатюре вместе с Адамом показана именно Ева (Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876. С. 125). Однако С. Дер-Нерсесян интерпретирует фигуры как двойное изображение Адама (Der Nersessian S. L’ illustration
  • des psautiers grecs… P. 19. Fig. 13.), как и С. Дюфрен (Dufrenne S. Tableaux synoptiques…). На наш взгляд, в фигуре с длинными волосами и розовых одеждах однозначно читается женский образ.
  • Псалтири Хлудовская (Москва, ГИМ Хлуд. 129д, л. 7), Штуттгартская (Штуттгарт, Библиотека земли Вюртемберг, Bibl. Fol. 23, л. 9), Пантократора (Афон, монастырь Пантократора, № 61, л. 21), Бристольская (Лондон, Британская библиотека, Add. 40731, л. 16), Феодора (л. 6 об.), Барберини, Гамильтона (Берлин, Гравюрный
  • кабинет, 78 А 9). См.: Dufrenne S. Tableaux synoptiques…
  • Беседа на псалом 8, 7–8; Беседа на псалом 48, 7 // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 103–108; 243–244.
  • О связи Пс. 8 именно с первой главой Книги Бытия (1, 26) в христианской традиции см. также Fischer B. Die Psalmen als Stimme der Kirche: Gesammelte Studien zur christlichen Psalmenfrömmigkeit. Trier, 1982. S. 165–166.
  • Muratova X. “Adam donne leurs noms aux animaux”. L’ iconographie de la scène dans l’ art du Moyen Âge: les manuscrits des bestiaires enluminés du XIIe et du XIIIe siècles // Studi medievali. 1977. Vol. 18. 2. P. 367–394.
  • Ibid. Tav. XI.
  • Réau L. Iconographie de l’art chrétien. T. II. Iconographie de la Bible. Vol. 1. Ancien Testament. Paris, 1956. P. 26; Капитель № 76. См.: Droste Th . Die Skulpturen von Moissac: Gestalt und Funktion romanischer Bauplastik. München, 1996. S. 129, 139.
  • Национальная библиотека Франции, ms. lat. nouv. acq., 1392, л. 20. См.: Leroquais V. Les psautiers manuscrits latins des bibliothèques publiques de France. 3. Planches. Maсon; Protat, 1940–1941. Pl. LXVI.
  • Точно такую же схему мы наблюдаем в Монте-Гаргано в клейме с «Явлением ангелов Аврааму» – видимо, именно иконография этой сцены вдохновила мастеров на создание «Явления ангелов Лоту» и «Укрепления Давида на бой». См.: Габелић С. Византиjски и поствизантиjски циклуси арханђела XI–XVIII век. Београд, 2004.
  • С. 28. Илл. 16.
  • Kühnel B. Th e Kingly Statement of the Bookcovers of Queen Melisande’s Psalter // Tesserae: Festschrift für Joseph Engemann / Еd. E. Dassmann, K. Th raede [Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband. 18]. Münster, 1991. S. 340–357.
  • Gandolfo F. Bronzi e marmi: le incorniciature e la sistemazione delle porte bizantine // Le Porte del Paradiso... P. 148–149. Fig. 14.
  • Пс. 71, 6. Соответствует суздальскому клейму «Ангел призывает Гедеона на борьбу с агарянами». Сцена «Руно Гедеона» присутствует в Псалтири Гамильтона и Киевской Псалтири; «Давид и Гедеон предсказывают Боговоплощение» – в Псалтирях Пантократора, Феодора, Барберини. См.: Dufrenne S. Tableaux synoptiques… По-
  • мимо изобразительной традиции на связь этого библейского эпизода с 71-м псалмом указывает Иоанн Златоуст (Беседа на псалом 49, 2 // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста... С. 255).
  • Пс. 49, 13–15. Псалтири Феодора, Хлудовская, Барберини. См.: Dufrenne S. Tableaux synoptiques…
  • Пс. 123, 6. В миниатюрах к Псалтири Феодора св. Даниил вместе со св. Пантолеоном избегают пастильвов (л. 182), как и в Псалтирях Пантократора и Барберини. См.: Dufrenne S. Tableaux synoptiques… Песнь Аввакума (Авв. 3, 2–19) в Псалтирях «аристократического» типа иллюстрировалась иногда сценой «Даниил во рву львином». См.: Weitzmann K. Th e Ode Pictures in the Aristocratic Psalter Recension // Dumbarton Oaks Papers. 1976.
  • Vol. 30. P. 74–75, 79; Id. Illustrations in Roll and Codex: A Study of the Origin and Method of Text Illustration. Princeton, 1947. P. 149. Pl. XLI; Der Nersessian S. Th e Homilies of Gregory of Nazianzus. Paris. gr. 510. A Study of the Connections between Text and Images // Dumbarton Oaks Papers. 1962. Vol. 16. P. 217–219.
  • Пс. 117, 18–19 (Cahn W. Ascending and Descending from Heaven: Ladder Th emes in Early Medieval Art // Santi e Demoni nell’ alto medioevo occidentale (secoli V–XI). 2. Spoleto, 1989. P. 705–706); Пс. 23, 1–3, 7–10 в Ватиканской Псалтири (л. 38). См.: Tsuji S. Destruction des portes de l’ Enfer et ouverture des portes du Paradis // Cahiers archéologiques. 1983. Vol. 31. P. 17–19. Fig. 12; Hoff mann W. u.a. Der Stuttgarter Bilderpsalter. Württ. Landesbibl., Bibl. Fol. 23. Faksimile Lichtdruck und Untersuchungsband. II. Stuttgart, 1968. S. 134, 174.
  • Пс. 20, 10. Псалтири Феодора, Синайская (Монастырь Св. Екатерины на Синае, № 48). См.: Der Nersessian S. L’illustration des psautiers grecs… P. 23. Fig. 38; Dufrenne S. Tableaux synoptiques…; Kunz H. Materialien und Beobachtungen zur Darstellung der Lotgeschichte von den Anfängen bis gegen 1500. Phil. Diss. München, 1980. S. 45.
  • Псалтири Феодора, Ватиканская, Гамильтона, Барберини, Киевская, Сербская, Томича.
  • Лондон, Британская библиотека, Add. 1138, л. 302 об.; Лондон, Британская библиотека, Add. 40753, л. 153 об.; Москва, ГИМ, Син. гр. 407, л. 500 об.; Нью-Йорк, Публичная библиотека, собрание Спенсера, coll. gr. 1., л. 385; Палермо, Национальная библиотека, cod. dep. Museo, л. 291 об.; Парижская национальная библиотека, cod.
  • suppl. gr. 1335, л. 333 об.; Псалтирь из Музея Бенаки, Афины, cod. 34 (но считается, что этот лист принадлежал Псалтири из собрания Дамбартон Оакс, cod. 3); Псалтирь из Музея Бенаки, Афины, сod. 334, 3, л. 188; Псалтирь из монастыря Ватопед. cod. 760, л. 285 об, 286. См.: Cutler A. Th e Aristocratic Psalter in Byzantium. Paris, 1984. P.
  • 177 (fi g. 167), 182 (fi g. 186), 187 (fi g. 203), 191 (fi g. 218), 198 (fi g. 243), 212 (fi g. 279), 227 (fi g. 332), 235 (fi g. 356), 246 (fi g. 391, 392).
  • Der Nerssessian S. A Psalter and New Testament Manuscript at Dumbаrton Oaks // Dumbarton Oaks Papers. 1965. Vol. 19. P. 159. Fig. 18.
  • Среди рукописей с «маргинальным» типом иллюстраций (к стиху 88 «Песни трех отроков») отдельное изображение трех отроков, которых благословляет Спаситель, в дополнение к «повествовательной» миниатюре, тоже не редкость: ср. Псалтири Ватиканская, Гамильтона (Dufrenne S. Tableaux synoptiques…).