Заголовок Фрески алтарной апсиды церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): стиль живописи и проблема датировки
Автор email mashico@inbox.ru
Сведения об авторе Макарова Анна Львовна. Аспирант Государственного института искусствознания
В рубрике Восточнохристианское искусство
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 100107
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2 Индекс ББК 85.03
Аннотация

В статье представлены предположения относительно времени создания росписей алтарной апсиды церкви Рождества Богородицы в Бетании, сделанные на основе анализа стиля живописи. Также рассматривается вопрос об архитектурном составе бетанийского храма, который интересует автора в связи с возможной перестройкой церкви в XII в. и необходимостью уточнения датировок разновременных живописных зон в алтарной апсиде и основном объеме. Фрески алтарной апсиды Бетании сопоставляются с группой живописных ансамблей, относящихся к последней четверти XI – началу XII в., то есть ко времени правления Давида IV Строителя (1073–1125). Как имеющиеся исторические сведения, так и стилистический анализ росписи позволяют отнести фрески алтарной апсиды церкви в Бетании к концу XI – началу XII в.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Макарова А.Л. Фрески алтарной апсиды церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): стиль живописи и проблема датировки // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. / Под ред. А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 100–107. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • См.: Макарова А.Л. Царский и ктиторский портреты в церкви Рождества Богородицы в Бетании: к вопросу о датировке и атрибуции памятника // Вестник ПСТГУ. Вопросы истории и теории христианского искусства. V: 2 (2). М., 2010. С. 19–32.
  • Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании // IV Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1983. С. 1–21.
  • См. Макарова А.Л. Царский и ктиторский портреты… С. 19–32.
  • «Ниже всего к югу монастырь Пресвятой Богородицы Бетания, с куполом, в крепком месте, построенный царицей Тамарой, ныне в заведывании иерея». Древнегрузинские переводы «История Орбелянов» Стефаноса Орбеляна / Подг. к изд. Е.В. Цагарейшвили. Тбилиси, 1978. С. 37.
  • Шмерлинг Р., Долидзе В., Барнавели Т. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960. С. 84.
  • Вахушти Багратиони. История Царства Грузинского. Памятники грузинской исторической литературы / Перевод, предисловие, словарь и указатель Н.Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976.
  • Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 5.
  • Примеров храмов и монастырских комплексов, пострадавших от землетрясений, в Грузии множество - разрушенных как в Средние века (Давид-Гареджи), так и в самое последнее время (многочисленные памятники Рачии).
  • Мераб Вачнадзе, Вахтанг Гурули, Михаил Бахтадзе. История Грузии (с древнейших времен до наших дней): http://lib.rus.ec/b/74098/read
  • Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 4–5.
  • См.: Амираншвили Ш.Я. История грузинского искусства. М. 1950. С. 225; Шмерлинг Р., Долидзе В., Барнавели Т. Окрестности Тбилиси... С. 85; Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 5.
  • «Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять [слуг], говоря: Скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель [мученик] Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили» ( Протоевангелие Иакова // Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 126).
  • См.: Толмачевская Н.И. Фрески древней Грузии. Тифлис, 1931. С. 14.
  • Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 7.
  • Датировку см.: Абрамишвили Г. Атени Сиони // Православная Энциклопедия. Т. 3. М., 2006. С. 675–677.
  • См. мою статью: Макарова А.Л. Фрески церкви св. Георгия в Бочорме (Грузия) // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Т. 1. СПб., 2011. С. 46–55.
  • См. Аладашвили Н.А., Алибегашвили Г.В., Вольская А.И. Живописная школа Сванетии. Тбилиси, 1983. С. 30–102.
  • Амиранашвили Ш. Грузинская миниатюра. М., 1966. С. 19–26; Алибегашвили Г. Художественный принцип иллюстрирования грузинской рукописной книги XI – начала XIII в. Тбилиси, 1973. С. 75–113.
  • Чичинадзе Н. Иконопись // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 305. Илл. 306.
  • Это фрески церкви Панагии Мавриотиссы в Касторье (нач. XII в.); росписи монастыря Осиос Хризостомос в Кутсовендисе (1092–1102), первого слоя в храме Панагии Форвиотиссы в Асину (1105–1106) и Панагии Теотокос в Трикомо (нач. XII в.) на Кипре; мозаики собора в Триесте; архангелы в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции (нач. XII в.); живопись барабана Софийского собора (1109), церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125), купола северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря (1130) Новгорода Великого и др.