Заголовок Особенности формирования и развития декора дворцовой архитектуры мусульманской Испании
Автор email catery@yandex.ru
Сведения об авторе Кирюшкина Екатерина Владимировна. Аспирант Научно-исследовательского института теории и истории искусства РАХ
В рубрике Искусство Древнего мира и средневекового Востока
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 6067
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.3 Индекс ББК 85.03
Аннотация

В статье кратко изложены основные аспекты исследования, посвященного изучению архитектурного декора дворцов мусульманской Испании. Основной акцент сделан на изучении формирования испано-мусульманской традиции архитектурного декора как целостного процесса, выявлены особенности и закономерности ее развития. С этой точки зрения ключевыми становятся вопросы: по какому пути шел этот процесс и какие факторы могли оказывать на него влияние? Какие характерные черты свойственны испано-мусульманской традиции и можем ли мы рассматривать эту традицию как самостоятельное художественное явление или, согласно устоявшемуся в научной литературе мнению, лишь как локальный вариант искусства Магриба? На основе анализа декора таких памятников, как город-дворец Мадинат аз-Захра в Кордове, Алькасаба в Малаге, дворец Альхаферия в Сарагосе и насридские дворцы Альгамбры в Гранаде, в работе предпринята попытка дать ответы на поставленные вопросы.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кирюшкина Е.В. Особенности формирования и развития декора дворцовой архитектуры мусульманской Испании // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 60–67. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Аль-Андалус – арабское название завоеванных мусульманами в начале VIII в. территорий Иберийского полуострова.
  • Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении термина, который мог бы применяться для обозначения художественной традиции, сложившейся в мусульманской Испании. Испанские исследователи (Pavon Maldonado B., Torres Balbas L., Borras Gualis M.) склонны использовать определение «испано-мусульманский», в отличие от широко распространенных в научной литературе других европейских стран, в том числе и России, определений «испано-мавританский» и «мавританский». Немецкая исследовательница Марианна Барруканд пришла к выводу, что ни одно из встречающихся определений (испано-магрибинский, иберо-исламский и пр.) не отражает всей сути искусства, развивавшегося на территории мусульманской Испании, поэтому для простоты выбирает определение «андалусский», в большей степени являющееся географическим термином (Barrucand M. Moorish architecture in Andalusia. Cologne, 1992, P. 18).
  • Каптерева Т.П. Искусство стран Магриба. Средние века и Новое время. М., 1988; Каптерева Т.П. Испания. История искусства. М., 2003; Уотт М., Какия П. Мусульманская Испания. М., 1976.
  • Магриб (араб. – место заката, запад) – в арабской средневековой классической географии мусульманские территории к западу от Египта. Некоторые арабские средневековые историки (Ибн Хаукаль) присоединяли к Магрибу Южную Испанию.
  • Torres Balbas L. Arte Hispano-musulman hasta la caida califato de Cordoba // Historia de España. Vol. 5. Madrid, 1957.P. 333–789; Pavon Maldonado B. Tratado de architectura Hispanomusulmana. Vol. 3. Palacios. Madrid, 1990; Al-Andalus. Th e Art of Islamic Spain. New-York, 1992.
  • Pavon Maldonado B. El arte hispano-musulman en su decoracion geometrica. Madrid, 1975; 1989; Id. El arte hispano-musulman en su decoracion fl oral. Madrid, 1981; 1990.
  • Мудехар – в искусстве Испании XII–XIV вв. стиль или направление, в котором тесно слиты основы мавританского искусства с романскими, готическими, а позднее и ренессансными мотивами и элементами.
  • Barrucand M. Moorish architecture in Andalusia. Cologne, 1992; Ewert C. Elementos decorativos en los tableros parietales del Salon Rico de Madinat al-Zahra // Cuadernos de Madinat al-Zahra. 1987. Vol. 1. P. 27–60; Id. Tradiciones Omeyas en la arquitectura palatina de la epoca de los taifas. La Aljaferia de Zaragoza // Actas de XXIII Congreso
  • Internacional de Historia del Arte. Granada, 1973. P. 62–76.
  • Кордовский халифат – мусульманское государство в Испании со столицей в Кордове (929–1031).
  • Город-резиденция Мадинат аз-Захра расположился в 8 км от Кордовы на террасах горного склона и занял площадь около 120 га, из которых в настоящее время в результате археологических работ открыта лишь десятая часть, принадлежащая дворцово-административному комплексу столицы.
  • Вестготы – германское племя, завоевавшее во второй половине V в. большую часть Испании, которая стала основной территорией Королевства вестготов (столицей с середины VI в. был г. Толедо) вплоть до его завоевания мусульманами в 711–718 гг.
  • Базилика Сан-Хуан Баутиста рядом с Паленсией (661 г.); базилика Сан-Педро де ла Наве около Саморы (ок. 680 г.); фрагмент алтарного рельефа из Саламанки VII в. (Museo Archeologico Nacional, Madrid), двойное окно из Мериды второй половины VI в. (Museo Nacional de Arte Romano de Merida).
  • Алфис (исп.) – квадратная или прямоугольная кирпичная или каменная рама, обрамляющая нишу михраба, портал, оконные или дверные проемы на всю высоту или только в их верхней части.
  • Triano A.V. Madinat al-Zahra: Transformation of the Califal City // Revisiting al-Andalus. Leiden-Boston, 2007. P. 3–27.
  • Аббасиды – династия арабских халифов (750–1258), владения которых до X в. охватывали территории Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки. Столицей халифата Аббасидов был Багдад.
  • Замки Омейядов: Мшатта (724–743) в Иордании, Каср аль-Хейр аль-Гарби (724–727) в Сирии.
  • Al-Andalus… P. 247; Papadopulo A. Islam and Muslim Art. New-York, 1979. P. 296.
  • Михраб – в культовых зданиях ислама священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене киблы, к которой молящийся должен быть обращен лицом.
  • Hugh K. Muslim Spain and Portugal: a political history of Al-Andalus. New-York, 1996. P. 96.
  • Около четырех тысяч мраморных колонн было вывезено из Карфагена и Сфакса и установлено в Мадинат аз-Захре. (Barrucand M. Moorish architecture... P. 62.). Сто сорок колонн было подарено Константинопольским двором Абд ар-Рахману III для строительства Мадинат аз-Захры (Papadopulo A. Islam and Muslim Art…P. 296). В Мадинат аз-Захру также были привезены мраморные бассейны из Византии (Barrucand M. Moorish architecture… P. 62).
  • Начало обмену посольствами между Византией и мусульманской Испанией было положено еще в IX в. византийским императором Феофилом (829–842) и продолжено в X в., когда Абд ар-Рахман III в 949 г. принимал в Мадинат аз-Захре византийских послов (церемония этого грандиозного по размаху приема описана в книге
  • Barrucand M. Moorish architecture… P. 66).
  • В архитектуре Аббасидского халифата мы встречаем один из ранних примеров использования многолопастной арки – дворец Угайдир в Ираке, VIII в.
  • Максура (араб. – отгороженная), в средневековой культовой архитектуре ислама деревянный решетчатый барьер или огороженный участок рядом или вокруг минбара в интерьере Большой мечети, предназначенный для главы мусульманской общины или представителя власти.
  • Куфи – общее название группы ранних арабских почерков, которые отличаются прямолинейными и угловатыми начертаниями букв и их соединений.
  • Севилья была второй после Марракеша официальной столицей Альмохадов. Сейчас остатки этой альмохадской постройки входят в состав Королевского Алькасара.
  • Насриды – династия, правившая с 1230 по 1492 г. Гранадским эмиратом, последним сохранявшимся оплотом мусульманской власти на Иберийском полуострове.
  • Альгамбра (от араб. аль-Хамра) – красная. Ансамбль Альгамбры ведет свое начало от старой крепости, существовавшей на холме аль-Сабика в Гранаде еще в XI в. Насриды постепенно создают обширный комплекс, на территории которого располагаются дворцовые постройки, жилые дома, бани, сады, склады, мечеть и кладбище, обнесенные крепостными стенами с двадцатью тремя башнями и четырьмя воротами.
  • Зиллидж (от араб. – глазурованная керамика, кафель). В архитектурном декоре Северной Африки, Испании, Португалии, затем Латинской Америки название фаянсовых расписных или наборных облицовок. В самой Испании более распространен термин azulejo.
  • Медресе (араб. – место учения) – в средневековой мусульманской архитектуре здание с функциями религиозной школы, теологического института или университета.
  • Мукарны (араб. мукарнас – украшенный лепным карнизом) – в арабской архитектуре название ячеистых куполов, сводов, карнизов; то же, что сталактиты.
  • Насх (араб. – переписка) – в арабской каллиграфии один из видов курсивного письма.
  • Каптерева Т.П. Античное искусство Испании и Португалии. М., 1997. С. 188.