Заголовок Роль Дж. А. Аткинсона в развитии жанра панорамы в русском искусстве
Автор email skvorea@mail.ru
Сведения об авторе Скворцова Екатерина Александровна. Аспирантка кафедры истории русского искусства отделения искусствоведения исторического факультета СПбГУ.
В рубрике Русское искусство XVIII–ХХ вв.
Год 2011 Номер сборника 1 Страницы 204213
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.047 Индекс ББК 85.147
Аннотация

В статье рассмотрен спектр значений термина «панорама», прослежена эволюция этого жанра в Европе и России, обозначена разница между панорамами в строгом смысле слова и тем типом изображений, который принято так называть теперь. Автор приходит к выводу, что Дж. Аткинсон был первым мастером, продемонстрировавшим панораму русского города в Европе, и одним из пионеров этого художественного явления в России. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Скворцова Е. А Роль Дж. А. Аткинсона в развитии жанра панорамы в русском искусстве // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 1. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2011. С. 204–213. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • • «Description of the view of Moscow now exhibiting at Barker’s Panorama, Strand, near Surrey Street». London, J. Adlard Printer, 1813 (system number —014629470).
  • • Biddulph M. A. Assault of Sevastopol. Topographical and Panoramic Sketches representing the advanced lines of attack, and the Russian defence, in front of Sevastopol. With a description and remarks. P. I–III. London.
  • • Die Russ. Kaiserl. Residenzstädte St.-Petersburg und Moskwa so, wie sich erstere vom Observatorium und letztere vom Belveder des Tutulminschen Hauses, auf der Wshiwaja-Gorka, präsentiert, mit ihren Umgebunden auf eine höchst täuschende Weise lebendig dargestellt von J. F. Tielker. Zum Druck erlaubt St.-Petersburg, den 14. März 1813. Gedruckt bei Fr. Drechsler.
  • • Engraved in the Memory, James Walker, Engraver to the Empress Catherine the Great, and his Russian Anecdotes / Ed. by A. Cross. Oxford, 1993. P. 6–7
  • • Griffiths A., Kesnerova G. Wenceslaus Holler: Prints and drawings from the collections of the National Gallery, Prague, and the British Museum, London. London, 1983. P. 63–64, 70–71, 87.
  • • Hollar W. Aula veneris, sive Varietas foemini sexus diversarum Europae nationum differentiag habituum. 1644.
  • • Hyde R. Panoramania! The Art and Entertainment of the “all-embracing” view. London, 1988. Cat. № 137, 134, 140, 43, 39.
  • • Kevin J. Avery. “Whaling Voyage Round the World”: Russel and Purrington’s moving Panorama and Herman Melville’s “Mighty Book” // American Art Journal. 1990. Vol. 22. № 1 (Spring). P. 50–78.
  • • Nagler G. K. Neues allgemeines Künstler-Lexikon oder Nachrichten von dem Leben den Werken der Maler… München, 1848. Bd. 18. S. 470.
  • • Orell J. A New Hollar Panorama of London. The Burlington Magazine. 1982. Vol. 124. № 953 (August). P. 501–499.
  • • Ornatus muliebris Anglicanus, or The severall habits of English women, from the Nobili to the contry woman, as they are in these times. 1640.
  • • Panorama de la bataille de la Moskwa, par M. Ch. Langlois, auteur des panoramas d’Alger et de Navarin.
  • • Porter, Sir R. K. The costume of the inhabitants of Russia. 1810.
  • • Salmina-Haskell L. Panoramic view of Saint-Petersburg from 1716–1835. Oxford, 1993.
  • • Theatru mulierum, sive, Varietas atque differentia habituum foeminei sexus diuersorum Europae nationum hodierno tempore vulgo. 1643.
  • • Thieme U., Becker F. Allgemeines lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Leipzig, 1908. Bd. 33. S. 144.
  • • Tielker J. F. [Предварительный рисунок к «Панораме Невы из окон Эрмитажа»]. Zuchauer Platz. Zimmer der Ermitage. Fritz Tielker del. et sculp. Российская национальная библиотека, отдел эстампов, собрание Синягина. Папка 27. № 21.
  • • Turner J. Grove Dictionary of Art. 1996. Vol. 24.
  • • Van der Aa, Pieter. La Galerie agré able du monde, où l’on voit en un grand nombre de cartes trè s exactes et de belles tailles douces les principaux empires, roï aumes, ré publiques, provinces, villes, bourgs et forteresses... les î les, cô tes, riviè res, ports de mer... les antiquitez, les abbayes, é glises, acadé mies, collè ges, bibliothè ques, palais et autres é difices... comme aussi les maisons de campagne, les habillemens et moeurs des peuples... dans les quatre parties de l’univers. Divisé e en LXVI tomes, les estampes aiant é té dessiné es sur les lieux et gravé es exactement par les cé lè bres Luyken, Mulder, Goeré e, Baptist, Stopendaal et par d’autres maî tres renomez, avec une courte description qui pré cè de chaque empire, roï aume.... Leide, [1729]. V. 1–66.
  • • Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765–1773 гг. (план П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.). СПб., 2003.
  • • Алексеева М. А. «Подлинное представление строениев»: Вчера, сегодня и завтра на городских пейзажах М. И. Махаева // Искусствознание. 2000. № 1. С. 299–308.
  • • Алексеева М. А. Новые биографические сведения о художнике Оттомаре Эллигере // Сообщения ГРМ. 1974. 10. С. 64–69.
  • • Барышникова Е. Ю. Алексей Квасов // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997. С. 625–626.
  • • Большая энциклопедия в 62 т. М., 2006. Т. 42. С. 403.
  • • Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь в 86 т. М., 1990 (репринтное воспроизведение). Т. 76. С. 589
  • • Виды Петербурга и его окрестностей сер. 18 века. Гравюры по рисункам М. Махаева / Сост. и автор текста Г. Н. Комелова. Л., 1968. С. 4–5.
  • • Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб., 2007. Т. VII.
  • • Город глазами художников: Петербург — Петроград — Ленинград в произведениях живописи и графики. Л., 1978.
  • • Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955. С. 242.
  • • Каганов Г. З. Санкт-Петербург. Образы пространства. М., 1995. С. 41.
  • • Клепиков С. А. Москва в гравюрах и фотографиях (Опыт библиографии печатных альбомов и серий). Оттиск из «Трудов» Гос. библ. СССР им. В. И. Ленина, вып. II. М., 1958. № XXVIII, XXXIII, XXXVII, XXXIX, XLV.
  • • Комелова Г. Н. Панорама Петербурга — гравюра работы А. Ф. Зубова // Культура и искусство Петровского времени. Сб. ст. Л., 1977.
  • • Коршунова М. К истории создания литографированной панорамы Петербурга 1836 года // Сообщения Государственного Эрмитажа. XVVI. Л., 1981.
  • • Коршунова М. Панорама Петербурга 1820 года. Л., 1982. С. 4
  • • Краснов А. «Панорама Петербурга» Д. А. Аткинсона // Нева. 2003. № 2. С. 215–224.
  • • Отечественные записки. 1820. Июнь. № 2. С. 331.
  • • Отечественные записки. 1820. Май. № 1.
  • • Ренне Е. П. Роберт Керр Портер в России // Труды Государственного Эрмитажа. XXV. Л., 1985. C. 105–109.
  • • Ровинский Д. В. Подробный словарь русских граверов XVI–XIX веков. СПб., 1895. Т. 2. С. 456
  • • Санкт-Петербург: Портрет города и горожан / Каталог выставки. СПб., 2003. Кат. № 76–80.
  • • Санкт-Петербургские ведомости. 1791. № 67. 22 августа. С. 1568
  • • Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX века. М., 1953.