Заголовок Эпистилии со сценами праздников в системе декорации византийской алтарной преграды (XII в.)
Автор email conference@actual-art.org
Сведения об авторе Морозова Екатерина Ивановна. Аспирантка кафедры истории отечественного искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
В рубрике Средневековое искусство восточнохристианского мира
Год 2011 Номер сборника 1 Страницы 5662
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2 Индекс ББК 85.126
Аннотация

Статья посвящена одному из вариантов декорации византийской алтарной преграды — эпистилиям со сценами праздников. К XI–XII вв. складывается ставший впоследствии традиционным цикл двенадцати сюжетов Нового Завета, расположенных в исторической последовательности. Символическая интерпретация этого ряда изображений обусловлена богословским толкованием самого алтаря, алтарной преграды и её архитрава, а также пониманием земной жизни Христа как жертвы, принесённой во искупление человеческих грехов. Несмотря на свою устойчивость и каноничность, состав додекаортона уже в во второй половине XII в. начинает дополняться двумя циклами сюжетов: сценами из жизни Богородицы и изображениями Страстей. Это наблюдение позволяет нам поставить под сомнение принятую в науке концепцию эволюции праздничного ряда.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Морозова Е. И. Эпистилии со сценами праздников в системе декорации византийской алтарной преграды (XII в.) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 1. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2011. С. 56–62. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Bornert R. Les commentaries byzantins de la Divine Liturgie du VIIe au XVe siècles. Paris, 1966. P. 181–213.
  • Chatzidakis M. L’évolution de l’icône aux XI–XIIIe siècles et la transformation du templon // XVe Congrès International des études byzantines. Rapports et co-rapports. III. Art et archéologie. Athènes, 1976. P. 159–191.
  • Бабич Г. О живописном украсу олтарских преграда // Зборник за ликовне уметности. Т. 11. Београд, 1975. С. 3–41.
  • Chatzidakis M. Έικόνες επιστυλίου από το Άγιος Όρος // Δελτίον της Χριστιανικής αρχαιολογικής εται ρείας. 1964. P. 377–382.
  • Gautier P. La Diataxis de Michel Attaliate (1077) // Revue des études byzantines. 1981. Vol. 39. P. 5–143.
  • Gautier P. Le Typikon du sébaste Grégoire Pakourianos (1083) // Revue des études byzantines. 1984. Vol. 42. P. 5–145.
  • Kitzinger E. Reflection on the Feast Cycle in Byzantine Art // Cahiers archéologiques. 1988. Vol. 36. P. 51–68.
  • Kitzinger E. Reflection on the Feast Cycle… P. 61.
  • Mathews T. F. «Private» Liturgy in Byzantine Architecture: Toward a Re-Appraisal // Cahiers archéologiques. 1982. Vol. 30. PP. 125–139.
  • Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile aux 14e, 15e et 16e siècles d’après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont Athos. Paris, 1960. P. 18.
  • Sotiriou G. et M. Icônes du Mont Sinai. Vol. I–II. Athènes, 1956–1958.
  • Spieser J.-M. Le developpement du templon et les images des Douze Fêtes // Les images dans les sociétés médiévales: Pour une histoire comparée. Rome, 1998. P. 131–164.
  • Walter Ch. The Origins of Iconostasis // Eastern Church Review. 1971. Vol. 3. P. 251–267.
  • Walter Ch. A New Look at the Byzantine Sanctuary Barrier // Revue des études Byzantines. 1993. Vol. 51. P. 203–224.
  • Weitzmann K. Icon Programmes of 12th and 13th Centuries at Sinai // Δελτίον της Χριστιανικής αρχαιολογικής εταιρείας. 12 (1984). Athens, 1986. P. 63–116.
  • Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX–XII вв. Очерки. М., 1978. Рис. 96.
  • Красносельцев Н. Ф. Объяснение литургии, составленное Феодором, епископом Андидским // Православный собеседник. 1884. Ч. 1. С. 376.
  • Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон // Византийский временник. 1967. Т. 27. С. 162–196.
  • Лазарев В.Н. Два новых памятника русской станковой живописи XII–XIII вв. (К истории иконостаса) // Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970. С. 128–139.
  • Озолин Н. М. Православная иконография Пятидесятницы. Об истоках и эволюции византийского извода. М., 2001. С. 149–150.
  • Православная энциклопедия. Т. XIV. М., 2006. С. 267.
  • Святой Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995. 24 С. 47.
  • Сорокатый В. М. Праздничный ряд русского иконостаса. Иконографические программы XVXVI вв. // Иконостас: Происхождение — Развитие — Символика. М., 2000. С. 465–489.
  • Шалина И. А. Вход «Святая Святых» и византийская алтарная преграда // Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика. М., 2000. С. 61–62.