Заголовок Мосты между Россией и Италией. Изучение византийского искусства в начале XX в.
Автор email giogasbarri@gmail.com
Сведения об авторе Газбарри Джованни. Аспирант, ассистент отделения истории искусства факультета философии, литературы, гуманитарных наук и востоковедения Римского университета «Сапиенца», Италия.
В рубрике Средневековое искусство восточнохристианского мира
Год 2011 Номер сборника 1 Страницы 101108
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033 Индекс ББК 85.1
Аннотация

В данном сообщении особое внимание уделяется тому, как исследования русских ученых помогли итальянским коллегам заново открыть искусство и культуру Византии. В этом контексте, культурные связи с Россией стали одним из наиболее влиятельных факторов, способствовавших развитию византийских исследований в Италии. Несмотря на трудность ознакомления с русскоязычными текстами, работы русских ученых по истории и культуре Византии все больше цитируются и упоминаются в итальянских исследованиях. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Газбарри Д. Мосты между Россией и Италией. Изучение византийского искусства в начале XX в. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 1. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2011. С. 101–108. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • A.L. Frothingham, Di un nuovo metodo per distinguere le opere bizantine dalle italo-bizantine, ibid., pp. 80–83.
  • Adolfo Venturi e l’insegnamento della storia dell’arte. Atti del convegno, Roma 14–15 dicembre 1992, a cura di S. Valeri, Roma 1996.
  • Baruffa, Giovanni Battista De Rossi: l’archeologo esploratore delle Catacombe, Città del Vaticano 1994.
  • Bellanca, Antonio Muñoz, La politica di tutela dei monumenti di Roma durante il Governatorato, Roma 2003.
  • Bertini Calosso, Origini egizie del tipo iconografico della Dormitio Virginis, ibid., pp. 84–88.
  • Catalogue de la vente de l’importante bibliothèque d’art et d’archélogie formée par le Baron de Gruneisen, Paris 1930.
  • Collection de Grüneisen: Catalogue raisonné. Art chretien primitif du haut et du bas Moyen Age: les arts somptuaires, Paris 1930.
  • E. Concina, Giorgio Vasari, Francesco Sansovino e la “maniera greca”, in Hadriatica: attorno a Venezia e al medioevo tra arti, storia e storiogafia; scritti in onore di Wladimiro Dorigo, a cura di E. Concina, G. Trovabene, M. Agazzi, Padova 2002, pp. 89–96.
  • E. Lachnit, La Scuola di Vienna all’epoca di Adolfo Venturi, in Adolfo Venturi e la storia dell’arte oggi. Atti del Convegno Internazionale, Roma 25–28 ottobre 2006, a cura di M. D’Onofrio, Modena 2008, pp. 159–163.
  • F. Burgarella, Tendenze della storiografia italiana tra Ottocento e Novecento nello studio dell’Italia bizantina, in Mélanges de l’École française de Rome, Moyen âge — temps moderns 101 (1989), pp. 13–41.
  • Foletti, “Mon seul regret: être né en Russie”: N.P. Kondakov et ses relations avec l’occident, in La Russie et l’Occident: relations intellectuelles et artistiques au temps des revolutions russes, Actes du colloque, Université de Lausanne 20–21 mars 2009, éd. I. Foletti, Roma 2010, pp. 31–51.
  • G. Agosti, La nascita della storia dell’arte cit., pp. 75–79, 140–143, 213–216.
  • G. Agosti, La nascita della storia dell’arte in Italia. Adolfo Venturi: dal museo all’università 1880–1940, Venezia 1996.
  • G. Bickendorf, “Maniera greca”: Wahrnehmung und Verdrängung der byzantinischen Kunst in der italienischen Kunstliteratur seit Vasari, in Okzident und Orient, Beiträge des deutsch-türkischen Kolloquiums am Fachgebiet Kunstgeschichte der Technischen Universität, Berlin 23/24-06-2001, hrsg. S. Ögel, G. Wedekind,Istanbul 2002, pp. 113–125.
  • G. Bordi, Gli affreschi di San Saba sul Piccolo Aventino. Dove e come erano (La pittura medievale a Roma. Temi opere contesti), Milano 2008, pp. 13–35.
  • G. C. Sciolla, La critica d’arte nel Novecento, Torino 1995, pp. 3-49 (bibliography at pp. 36–37).
  • G. Galassi, Sulla prima apparizione dello stile bizantino nei mosaici ravennati, ibid., pp. 74–79.
  • G. Leardi, Una mostra d’arte bizantina a Grottaferrata, in Studi Romani L, 1–2 (2002), pp. 311–333.
  • G. Millet, Sur les rapports entre l’art italien et l’art byzantin dans les Balkans, au XIVe siècle, ibid., pp. 92–95.
  • G. Pàstina, Rapporti tra l’arte bizantina e l’arte pugliese nel medio evo, pp. 89–91.
  • G. Vzdornov, Istoriia otkrytia i izuchenia russkoi srednevekovoi jivopisi. XIX vek, Moscow 1986.
  • G. Wilpert, Le pitture dell’oratorio di S. Silvia, in Mélanges d’archéologie et d’histoire 26 (1906), pp. 15–26, especially p. 15, nn. 1–2 (bibliography).
  • G.B. De Rossi. Père fondateur de l’archéologie chrétienne, in Acta XIII Congressus Internationalis Archaeologiae Christianae, Split — Porec 25 settembre — 1 ottobre 1994, a cura di N. Cambi, E. Marin, Città del Vaticano — Split 1998, I, pp. 183-406.
  • G.C. Sciolla, Il ruolo delle riviste di Adolfo Venturi, in Adolfo Venturi e la Storia dell’arte oggi cit., pp. 231–236.
  • J. Wilpert, Roma fondatrice dell’arte monumentale paleocristiana medievale, in L’Italia e l’arte straniera: atti del X Congresso Internazionale di Storia dell’Arte in Roma, Roma 1922, pp. 63–73.
  • L’Archivio Storico dell’Arte e le origini della “Kunstwissenschaft” in Italia, a cura di G.C. Sciolla, F. Varallo, Alessandria 1999.
  • La Bella, San Saba, Roma 2003, pp. 98–108.
  • M. Bernabò, Ossessioni bizantine cit., pp. 56–57.
  • M. Bernabò, Ossessioni bizantine e cultura artistica in Italia, Napoli 2003, pp. 55–78.
  • M. Cannizzaro, L’antica chiesa di S. Saba sull’Aventino, in Atti del II congresso internazionale di archeologia cristiana, Roma 1900, Roma 1902, pp. 241–248.
  • Muñoz, I musaici di Kahriè Giami, in Rassegna Italiana, March 1906, reprinted in Id., Studi d’Arte Medioevale, Roma 1909, pp. 95–11.
  • Muñoz, L’arte bizantina all’esposizione di Grottaferrata, in L’Arte VIII, 5–6 (1905), pp. 161–170.
  • Muñoz, Origini e svolgimento dell’arte cristiana nei primi secoli secondo gli studi recenti, in Rivista storico-critica delle scienze teologiche III (1907), pp. 923–944, and IV (1908), pp. 1–32.
  • Muñoz, Un affresco cimiteriale scoperto a Tripoli, in L’Arte VI (1903), pp. 96–98.
  • N. Parisi, s.v. De Rossi, Giovanni Battista, in Dizionario Biografico degli Italiani, 39 (1991), pp. 201–204.
  • N.P. Kondakov, Histoire et Monuments des Emaux Byzantins. Collection Zwenigorodskoï (Istoriia I pamiatniki Vizantiiskoi emali), Frankfurt 1892.
  • N.P. Kondakov, Istoriia vizantiiskago iskusstva i ikonografii po miniaturam’ grecheskikh rukopisei, Odessa 1876, translated in French as Id., Histoire de l’art byzantin considéré principalement dans les miniatures, éd. K. Travinskii, intr. A. Springer, I–II, Paris-London, 1886–1891.
  • R. Garrucci, Storia dell’arte cristiana nei primi otto secoli della Chiesa, I-VI, Prato 1872–1881; see also M. Bernabò, Ossessioni bizantine cit., pp. 59-60.
  • Rosenhauer, L’école de Vienne. L’autonomie de l’histoire de l’art? in Histoire de l’histoire de l’art, éd. E. Pommier, II, XVIIIe et XIXe siècles, Paris 1997, pp. 417–441.
  • S. Moretti, Gregorio Stroganoff: il collezionismo russo e l’arte bizantina a Roma tra il XIX e il XX secolo, in Il collezionismo in Russia: da Pietro I all’Unione Sovietica, Atti del convegno, Napoli 2–4 febbraio 2006, a cura di L. Tonini, Formia 2009, pp. 115–129.
  • S. Moretti, Il collezionismo d’arte bizantina tra Otto e Novecento: il caso Stroganoff , in Bisanzio, la Grecia e l’Italia, Atti della giornata di studi sulla civiltà artistica bizantina in onore di Mara Bonfioli, Roma 22 novembre 2002, a cura di A. Iacobini, Roma 2003, p. 89–102.
  • S. Moretti, Roma bizantina cit., pp. 137, notes 572–573, pp. 152–153, notes 636–637.
  • S. Moretti, Roma bizantina, Roma 2007, pp. 143–155.
  • S. Moretti, Sulle tracce delle opere d’arte bizantina e medievale della collezione di Grigorij Sergeevic Stroganoff, in La Russie et l’Occident cit., pp. 97–121.
  • S. Valeri, Adolfo Venturi: la memoria dell’occhio e il rigore della storia, in L’occhio del critico: storia dell’arte in Italia tra Otto e Novecento, a cura di A. Masi, Firenze 2009, pp. 27–40.
  • Santa Maria Antiqua al Foro Romano: cento anni dopo. Atti del Colloquio Internazionale, Roma, 5-6 maggio 2000, a cura di J. Osborne, J. Rasmus Brandt, G. Morganti, Roma 2005.
  • Venturi, Adolfo, in Dictionary of Art Historians (website), ed. by L. Sorensen, http://www.dictionaryofarthistorians.org/venturia.htm
  • Venturi, Dittico attribuito a Cimabue nell’esposizione di Grottaferrata, ibid., pp. 199–201.
  • Venturi’s review was publiched in Archivio Storico dell’Arte VIII (1895), pp. 136–137.
  • W. De Grüneisen, La piccola icona bizantina del Museo russo Alessandro III a Pietroburgo e le primi tendenze del tragico nell’iconografia della Crocifissione, in Rassegna d’Arte 4 (1904), pp. 138–141.
  • W. De Grüneisen, Les caractéristiques de l’art copte, Firenze 1922.
  • W. De Grüneisen, Perspective: esquisse de son évolution des origines jusq’à la Renaissance, in Melanges d’Archeologie et d’Histoire XXXI (1911), pp. 393–434.
  • W. De Grüneisen, Sainte Marie Antique, avec le concours de Huelsen Giorgis Federici David, Rome 1911.
  • W. E. Kleinbauer, Nikodim Pavlovich Kondakov: the first Byzantine art historian in Russia, in Byzantine East, Latin West: art-historical studies in honor of Kurt Weitzmann, ed. by D. Mouriki, Princeton 995, pp. 637–643.
  • Wiener Schule: Erinnerung und Perspektiven, ed. by M. Theisen [Wiener Jahrbuch für Kunstgeschichte 53 (2004)], Wien 2005.
  • X. Muratova, Adolfo Venturi cit., pp. 196–199.
  • X. Muratova, Adolfo Venturi e la Storia dell’arte in Russia, in Adolfo Venturi e la Storia dell’arte oggi cit., pp. 193–208.