28 октября 2014 года (вторник)

1.1. Пленарное заседание

«Античность сквозь века. Возраст актуальности»

Государственный Эрмитаж, Эрмитажный театр (Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 34, Директорский подъезд)

Регистрация участников конференции 10:00–10:30 (фойе Эрмитажного театра)

Время проведения 10:30–17:00

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский (синхронный перевод)

Председатель: Анна Алексеевна Трофимова

1.1.1. Приветственное слово Генерального директора Государственного Эрмитажа, члена-корреспондента РАН, проф. М.Б. Пиотровского

1.1.2. Приветственное слово ректора Санкт-Петербургского государственного университета проф. Н.М. Кропачева

1.1.3. Приветственное слово академика РАН, декана Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, проф. С.П. Карпова

1.1.4. Приветственное слово директора Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, проф. А.Х. Даудова

1.1.5. Проф. И.И. Тучков (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ), Е.К. ­Жукова (Генеральный директор Фонда «Русский художественный мир», РФ), С.В. ­Мальцева (Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории, РФ). Презентация сборника материалов IV Международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства»

1.1.6. Трофимова Анна Алексеевна (Государственный Эрмитаж, зав. Отделом античного мира, РФ) Классическое наследие и его влияние в фокусе современного искусствознания античности

1.1.7. Дора Катцонопулу (президент Института археологии Пароса и Кикладских островов, Греция) Презентация сборника материалов международного проекта «Мир Скопаса»

Кофе-брейк 12:00–12:30 (Зал Совета, Эрмитаж)

1.1.8. Жижина Надежда Константиновна (Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Художественный тип — превратности его судьбы на периферии античного мира

1.1.9. Антонио Корсо (Витрувианский научный центр в Фано, Италия) Возникновение и развитие идеализированного понятия «Аркадия» в искусстве классической Греции

1.1.10. Тер-Мартиросов Феликс Иванович (Национальная академия наук Республики Армения; Ереванский государственный университет, Армения) Уточнение термина «эллинистическое искусство»: на примерах памятников основных центров античного мира и древней Армении

1.1.11. Мартин Бюхсель (Франкфуртский университет имени ­Иоганна Вольфганга Гёте, Германия) Античное и Каролингское искусство

1.1.12. Захарова Анна Владимировна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ), Мальцева Светлана Владиславовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Византия как христианская античность

1.1.13. Казарян Армен Юрьевич (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской Академии архитектуры и строительных наук; Государственный институт искусствознания, РФ) Обращение к античности: тема ордера на фасадах средневековых храмов

1.1.14. Булкин Валентин Александрович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Новгородский стиль в архитектуре Древней Руси XIII–XV веков

Кофе-брейк 14:30–15:00 (Зал Совета, Эрмитаж)

1.1.15. Тучков Иван Иванович (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Аполлон на вилле: образ Аполлона в искусстве Ренессанса

1.1.16. Махо Ольга Георгиевна (Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, РФ) Античные памятники и подражания им в коллекции Гротта Изабеллы д’Эсте

1.1.17. Ефимова Елена Анатольевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Архитектурные фантазии на тему античности в рисунке эпохи Ренессанса: происхождение, эволюция, значение

1.1.18. Эдмунд Ричардсон (Даремский университет, Великобритания) «Призрачные» греки: искусство, история и заблуждения XIX столетия

1.1.19. Басс Вадим Григорьевич (Европейский университет в Санкт-Петербурге, РФ) «Русский Палладио»: об одном механизме освоения классической традиции в отечественной архитектуре 1910–2010-х годов

1.1.20. Рыков Анатолий Владимирович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античность, авангард, тоталитаризм. К метаморфологии современного искусства

1.2. 17:00–23:00 «Классика Санкт-Петербурга» – специальные мероприятия, посвященные открытию конференции:

Тематический автобусный маршрут, организованный и подготовленный искусствоведами Санкт-Петербургского государственного университета и Государственного Эрмитажа с посещением: Храма-музея «Спас на Крови», Музея истории Санкт-Петербурга «Петропавловская крепость», колоннады Исаакиевского собора.

21:30 – Торжественное открытие конференции на Стрелке Васильевского Острова


29 октября 2014 года (среда)

2.0. 11:00–12:00 Экскурсия в Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая деревня» (на английском языке).

Выезд из отеля в 10:00

2.1. Секционное заседание I

«Классическая древность и мир вокруг Эллады»

Государственный Эрмитаж, Зал Совета (Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 34, Директорский подъезд)

Время проведения 10:00–16:30

Регламент выступлений – 15 мин.

Председатели: Анна Алексеевна Трофимова, Надежда Константиновна Жижина

2.1.1. Дружинина Екатерина Андреевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Полихромия или тетрахромия? Цвет в греческой живописи V–IV вв. до н.э. по данным письменных источников (Plin. Hist. Nat. XXXV, 50; Cic. Brut. XVIII, 70, Emped. В 23 DK)

2.1.2. Ермолаева Елена Леонидовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Об одной древнегреческой пародии и античных мозаиках в стиле «Неприбранный пол»

2.1.3. Ларионов Андрей Иосифович (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, РФ) К вопросу об аутентичности мозаики «Капитолийская волчица и Близнецы» из Алдборо, Йоркшир, Великобритания

2.1.4. Палагута Илья Владимирович (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, РФ) Античные изобразительные и письменные источники и решение проблемы интерпретации памятников искусства доисторической Европы

2.1.5. Бутягин Александр Михайлович (Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Фрагменты фресок виллы Ариадны в раскопках экспедиции Государственного Эрмитажа: искусство как массовый материал

2.1.6. Колосов Владимир Павлович (Государственный Эрмитаж, РФ) Проблема становления дорического ордера в свете современных археологических материалов

2.1.7. Трофимова Анна Алексеевна (Государственный Эрмитаж, РФ) Трансформации римского портрета: бюст Саллюстия из собрания Государственного Эрмитажа

2.1.8. Виноградов Юрий Алексеевич (Институт истории материальной культуры РАН, РФ) Большой мирмекийский саркофаг. К пониманию семантики изображений

2.1.9. Налимова Надежда Анатольевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Исчезнувший жанр: о традиции многофигурных скульптурных посвящений в классической Греции

Представление постерных докладов:

Регламент выступления — 5 мин.

2.1.10. Воронцова Екатерина Николаевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Рельефы Алтаря Мира в Риме: программа и художественное решение

2.1.11. Григорьева Елизавета Павловна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Сравнительный анализ рельефов триумфальных колонн Траяна и Марка Аврелия в Риме

2.1.12. Меденникова Александра Евгеньевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Декорация ансамбля виллы Сан Марко в Стабиях

2.1.13. Самойлов Петр Андреевич (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Форум императора Траяна в Риме

13:00-14:00 Перерыв

2.1.14. Дора Катцонопулу (Институт археологии Пароса и Кикладских островов, Греция) Пафос против идеала в греческой скульптуре IV века до н.э.

2.1.15. Эрини Пану (Иерусалимский университет гебраистики, Израиль) Жест «signum harpocraticum» в религиозном искусстве

2.1.16. Васько Дмитрий Сергеевич (Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) О двух пеликах Керченского стиля из собрания Государственного Эрмитажа

2.1.17 Маргошвили Медея Мухмадовна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Проблема круглой скульптуры в контексте греческой погребальной пластики периода поздней классики

2.1.18. Зашляпин Борис Дмитриевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) «Трон Клавдия»: к проблеме интерпретации аллегорического сюжета рельефа из Черветери

2.1.19. Терещенко Татьяна Сергеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образы Других и дихотомия «мы-они» в искусстве Древней Греции

2.1.20. Дмитриева Елена Николаевна (Государственный Эрмитаж, РФ) «Седьмая центурия» Impronte Gemmarie dell’Instituto и эрмитажные геммы: о памятниках глиптики из раскопок на юге России в середине XIX века

2.1.21. Петров Андрей Валентинович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Магические геммы: традиции и синкретизм

2.1.22. Алексинский Дмитрий Павлович (Государственный Эрмитаж; Русская христианская гуманитарная академия, РФ) Гарпа Персея: иконографические метаморфозы старинного оружия

2.2. 14:00, 15:00, 16:00 Экскурсия в Реставрационно-хранительский центр ­Государственного Эрмитажа «Старая деревня»

2.3. Секционное заседание II

«Отечественное искусство XVIII века. Античные фантазии эпохи Просвещения»

Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет свободных искусств и наук — Дворец Бобринских (Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 58–60, литера «А»)

Время проведения 10:00–14:30

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский

Председатели: Татьяна Валериановна Ильина, Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова, Анастасия Сергеевна Ярмош

2.3.1. Ильина Татьяна Валериановна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Изучение античных мотивов в русском искусстве XVIII века. Памяти И.В. Рязанцева

2.3.2. Абраменко Владимир Александрович (Ростовский государственный университет путей сообщения, РФ) Античные образы в общественной мысли России XVIII — начала XIX веков: на примере представлений о Новгородской вечевой республике

2.3.3. Чежина Юлия Игоревна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) История лошади: интерпретация античной идеи в конном монументе Петра I работы Б.-К. Растрелли

2.3.4. Клименко Сергей Васильевич (Московский архитектурный институт (государственная академия) — МАРХИ, РФ) Триумфальная тема в творчестве И. Коробова и И. Мичурина. Интерпретация античной традиции в европейской архитектуре XVII – первой половины XVIII века

2.3.5. Клименко Юлия Гаврииловна (Московский архитектурный институт (государственная академия) — МАРХИ, РФ) От античных мавзолеев к ротондальным постройкам эпохи классицизма. Генезис формы и конструкции

2.3.6. Яковлев Алексей Николаевич (Государственный институт искусствознания, РФ) Трёхосные центрические храмы в России эпохи классицизма и их европейские прототипы

2.3.7. Баева Ольга Владимировна (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, РФ) «Хороший собор для таврических переселенцев»: архитектура классицизма в Нахичевани-на-Дону (конец XVIII — первая половина XIX века)

2.3.8. Блинова Елена Константиновна (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Ордерные интерьеры в архитектуре Петербурга

2.3.9. Карпова Елена Вениаминовна (Государственный Русский музей, РФ) Скульптурные портреты a l’antique: к проблеме иконографических определений

12:30–13:00 Перерыв

2.3.10. Колмогорова Екатерина Евгеньевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Античные мотивы в семейной тематике портретной живописи России второй половины XVIII — начала XIX века

2.3.11. Королева Валерия Игоревна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) «Живописцы камей» в России второй половины XVIII — начала XIX века

2.3.12. Скворцова Екатерина Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) «Разговоры в царстве мертвых» и русское изобразительное искусство XVIII века

2.3.13. Наумова Вера Сергеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Образы классической древности в художественном собрании К.Г. Разумовского

2.3.14. Торбик Владимир Сергеевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Реставрация полировки классицистической мебели — мифы и реальность

2.3.15. Цехановская Ольга Константиновна (Центральный Военно-Морской музей; Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Античная тема в архитектурно-пластическом убранстве парусных русских кораблей

2.4. «Современные художники и aнтичность». Презентация постерных докладов.

Время проведения 14:30–15:00

Регламент выступлений — 3 мин.

Рабочий язык: русский

Модератор: Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова

2.4.1. Блиок Андрей Андреевич (Журнал «Культура и искусство стран СНГ», РФ) Ленинградская школа гобелена 1970–1990-х годов. Интерпретация классики

2.4.2. Манова Полина Константиновна (Музей-квартира И.И. Бродского; Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, РФ) Традиции классицизма в творчестве И.В. Крестовского

2.4.3. Станюкович Елена Кирилловна (Государственный Эрмитаж, РФ) Современная жизнь на фоне античности: Греческий цикл живописца Андрея Блиока

2.4.4. Барышникова Елизавета Владимировна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античные мотивы в творчестве группы «Алипий» 1970–2010-х годов

2.4.5. Кузьмина Елена Николаевна (Генеральное консульство Бельгии в Санкт-Петербурге, РФ) Влияние идей античной демократии на творчество московского художника Андрея Пашкевича (1945–2011)

2.4.6. Чурилова Елена Борисовна (Ассоциация искусствоведов — АИС, РФ) Образы классической древности — образы «детства человечества» в творчестве петербургского художника Игоря Чурилова

2.4.7. Николаева Элина Георгиевна (Галерея «Арт Холдинг Т. Н.», РФ) Правдивость мифа. Живопись Владимира Овчинникова 1970–2000-х годов

2.4.8. Кирилова Людмила Михайловна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античность в творчестве Вячеслава Михайлова

2.4.9. Тараканова Елена Владимировна (Государственный Эрмитаж, РФ) Возвращение в Аркадию. Живопись Константина Троицкого

2.4.10. Овчинников Михаил Владимирович (Музей Фаберже, РФ) ­Параллакс античности. «Оргии» Дмитрия Гутова

15:00–16:00 Перерыв

2.5. Секционное заседание III

«Отечественное искусство XIX–XX веков и античность: русский взгляд»

Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет свободных искусств и наук — Дворец Бобринских (Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 58–60, литера «А»)

Время проведения 16:00–20:00

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский

Председатели: Михаил Юрьевич Евсевьев, Екатерина Александровна Скворцова

2.5.1. Евсевьев Михаил Юрьевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античные флюиды и «мимолетности» в письмах Сильвестра Щедрина 1820-х годов

2.5.2. Шарафадина Клара Ивановна (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, РФ) Об отношении иллюстративного рисунка Ф.П. Толстого 1829 года к пушкинскому проекту книжной виньетки «Психея над цветком» (1824): творческий контакт или эстетическая рифма?

2.5.3. Войтекунас Валентина Анатольевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Святые, детские, искренние: итальянские мастера XIII–XV вв. в русской культуре XIX – начала XX в.

2.5.4. Сечин Александр Георгиевич (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, РФ) Иконическая риторика в картине Александра Иванова «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару»

2.5.5. Хасьянова Лейла Самиуловна (Российская академия художеств, РФ) Влияние археологических открытий на творчество Г.И. Семирадского

2.5.6. Осипов Дмитрий Владимирович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античные образы в скульптурном убранстве дворцово-паркового ансамбля «Сергиевка»

2.5.7. Озола Силвия Роландовна (Рижский технический университет, Латвия) Применение классических мотивов в формировании пространственно-планировочной среды курорта Либава на рубеже XIX и XX веков

2.5.8. Долгова Анастасия Игоревна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Модерн и исторические стили в интерьере петербургских особняков конца XIX — начала XX века

2.5.9. Никольский Андрей Андреевич (Государственный институт искусствознания, РФ) Темы итальянского Ренессанса в монументальных росписях русского неоклассицизма начала ХХ века: дом Скакового общества и особняк Тарасова в Москве работы архитектора Ивана Жолтовского и художника Игнатия Нивинского

2.5.10. Савина Екатерина Алексеевна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Мир усадьбы в живописи мастеров «Союза русских художников»

2.5.11. Барышева Вероника Евгеньевна, Желондиевская Лариса Владиславовна (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, РФ) Супрематический ордер Казимира Малевича

2.5.12. Загянская Галина Аврамовна (Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, РФ) Теория греческого рельефа Владимира Фаворского в контексте «дискуссии о соотношении конструкции и композиции» в ИНХУКе и ВХУТЕМАСе

2.5.13. Лапин Илья Михайлович (Московский архитектурный институт (государственная академия) — МАРХИ, РФ) Академическое архитектурное проектирование во Вторых Свободных государственных художественных мастерских

2.5.14. Мутья Наталья Николаевна (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, РФ) Меркурий в декоративной скульптуре архитектурных сооружений Петербурга XVIII — начала XX века

2.5.15. Славова Любовь Александровна (Государственный Русский музей, РФ) Традиция классики в скульптуре Ленинграда-Петербурга. Коллекция скульптуры Русского музея

Постерные доклады:

2.5.16. Калинина Вероника Михайловна (Екатеринбургский музей изобразительных искусств, РФ) Реминисценции античности в «фарфоровых грёзах» К.А. Сомова

2.5.17. Громик Станислав Сергеевич (Московский архитектурный институт (государственная академия) — МАРХИ, РФ) Архитекторы-классицисты во Вторых Свободных государственных художественных мастерских

13:00–14:00 – обед (для секции «Античность на рёбрах европейского Средневековья»)

2.6. 14:30–15:30 – Экскурсия по Санкт-Петербургскому государственному университету на английском языке – здание Двенадцати коллегий (Санкт-Петербург, В.О., Университетская набережная, д. 7–9)

2.7. Секционное заседание IV

«Античность на рёбрах европейского Средневековья» (англоязычная секция)

Санкт-Петербургский университет, здание Двенадцати коллегий, Петровский зал (Санкт-Петербург, В.О., Университетская набережная, д. 7–9)

Время проведения: 15:30–19:30

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: английский

Председатели: Алексей Леонидович Расторгуев, Светлана Викторовна Ковалевская

2.7.1. Александра Ускатеску (Мадридский университет Комплутенсе, Испания) Идея Рима после Рима

2.7.2. Патриция Кармасси (Гёттингенский университет имени Георга-Августа, Германия), Людовико Геймонат (Библиотека Герциана, Институт истории искусств общества Макса Планка, Рим, Италия) Два новооткрытых каролингских рисунка с изображением античных кентавров

2.7.3. Аллан Джордж Дойг (Оксфордский университет, Леди Маргарет Холл, Великобритания) Трон Карла Великого в Аахене: римская идея и её воплощение

2.7.4. Барбара Форти (Римский университет Ла Сапиенца, Италия) Классическое наследие в римской скульптуре Средневековья: витые колонны в церкви Св. Карла Борромео в Каве

2.7.5. Зулейка Мурат (Уорикский университет, Великобритания) Compendium Historiae in Genealogia Christi и его иконографическая традиция: Наследие античности в средневековой библейской антологии

2.7.6. Роберта Чероне (Музей и Галерея Боргезе, Рим, Италия) Cives Romani in Marmoris Arte Periti: классический мир и обновление модели клуатра в Риме XIII века

2.7.7. Кьяра Понкиа (Падуанский университет, Италия) Подсказанное античностью. Открывая классическую иконографию в иллюстрациях к «Божественной Комедии»

2.7.8. Эрберт Гонсалес-Симла (Мадридский университет Комплутенсе, Испания) Классицизм, ориентализм и византинизм в алтаре-реликварии монастыря Пьедра в Сарагосе

2.7.9. Холлик Бернхард (Кёльнский университет, Германия) Трансформации античного поэта. Изображение Овидия в рукописи Кэкстона и позднесредневековая мысль

2.7.10. Грациа Мария Факеки (Университет Урбино, Италия) Облачённые в белое: поиски цвета в античных памятниках глазами «других», от Средневековья до современности


30 октября 2014 года (четверг)

3.1. 09:30–10:30 – Экскурсия по Санкт-Петербургскому государственному университету на русском и английском языках (здание Двенадцати коллегий, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7–9)

3.2. Секционное заседание V

«Классическое наследие в искусстве Византийской ойкумены и за ее пределами»

Санкт-Петербургский государственный университет, Петровский зал (здание Двенадцати коллегий, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7–9)

Время проведения: 10:30–19:30

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский

Председатели: Анна Владимировна Захарова, Светлана Владиславовна Мальцева

3.2.1. Юлия Иванова Златкова (Институт Балканских исследований; Центр Фракологии, Болгарская академия наук, Болгария) Классическая и христианская философия искусства: эстетика физики и метафизики

3.2.2. Рената Розенталь-Эгинботтом (Иерусалимский университет гебраистики; Израильское управление по делам древностей, Израиль; Гёттингенский университет, Германия) Дионис и его свита в искусстве поздней римской и византийской Палестины

3.2.3. Василик Владимир Владимирович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античная традиция в раннехристианских изображениях Христа

3.2.4. Куватова Валерия Зуфаровна (Российский государственный гуманитарный университет, РФ) Живопись раннехристианских катакомб: опыт семиотического анализа

3.2.5. Дженни Олбани (Министерство культуры и спорта Греции; Дирекция музеев, выставок и образовательных программ, Эллинский Открытый университет, Греция) Вторичное использование античности. Античные геммы в византийских перстнях

3.2.6. Ливия Бевилаква (Римский университет Ла Сапиенца, Италия; Стамбульский университет; Научно-технологический исследовательский совет Турции, Турция) Родовое наследство: вторичное использование и демонстрация классических древностей в византийских городах

3.2.7. Тарханова Светлана Валерьевна (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, РФ) Теменос и базилика в Иппосе-Суссите (Голаны) в эллинистический, римский и ранневизантийский периоды. Архитектурные трансформации комплекса

3.2.8. Владимир Бутусович Бесолов (Международная Академия архитектуры; Академия архитектурного наследия, РФ) Формирование центральнокупольных сооружений в странах автохтонного и эллинизированного востока: столкновение и противостояние архитектурных традиций

3.2.9. Микаелян Лилит Шаваршовна (Ереванский государственный университет, Армения) Мотив аканфа и пальметты в раннехристианской скульптуре Армении и искусстве Сасанидского Ирана

3.2.10. Павла Ганциос Драпелова (Афинский национальный университет имени Каподистрии, Греция) Ранние византийские монеты VI и VII вв.: античные влияния и традиции в раннем Средневековье

3.2.11. Фанни Витто (Израильское управление по делам древностей, Израиль) Представление библейских сцен в ранневизантийский период: влияние мифологии, еврейского текста Библии или его греческого перевода?

3.2.12. Эрнст Гамильшег (Венский университет, Институт византийских и новогреческих исследований, Австрия) Позднеантичные образцы византийских рукописей с катенами

13:30–15:00 Перерыв

3.2.13. Сильвия Педоне (Римский университет Ла Сапиенца, Италия) Император Феофил (829–842) между «классицизмом» и экзотикой

3.2.14. Акопян Заруи Аветисовна (Ереванский государственный университет, Армения) Изображение масок в средневековой скульптуре Армении

3.2.15. Асрян Арпине Артушевна (Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца, Армения) Аканфовый орнамент в убранстве собора в Ишхане (конец X в.) и его параллели в античном и раннехристианском искусстве

3.2.16. Фрезе Анна Андреевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Византийские храмы XI в. на восьми опорах и архитектура Римской империи

3.2.17. Ушакова Вероника Георгиевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Античные и византийские реминисценции в скульптурной декорации западного портала церкви Святого Николая в Бари

3.2.18. Гедеванишвили Екатерина (Национальный научный центр по истории грузинского искусства и охраны памятников имени Г. Чубинашвили, Грузия) Элементы античного наследия в изображении гор в средневековой грузинской живописи (XII–XIII вв.)

3.2.19. Иванова Светлана Валерьевна (Российский институт истории искусств, РФ) Византийская иконография Воскресения: античные влияния

3.2.20. Чумичева Ольга Валерьевна (Центр восточнохристианской культуры, РФ) Трехголовый ангел Премудрости: византийская история античной персонификации

3.2.21. Яковлева Мария Игоревна (Российский государственный гуманитарный университет, РФ) Античные истоки в орнаменте монументальных мозаичных ансамблей раннепалеологовской эпохи

3.2.22. Немыкина Елена Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Композиция «Небесный двор» и иконография настенных росписей в Сербии и Македонии во второй половине XIV века

3.2.23. Семенова Елизавета Сергеевна (Государственный институт искусствознания, РФ) Античные элементы в росписях экзонартекса церкви Богородицы Левишки в Призрене

3.2.24. Анджела Гаврилович (Белградский университет, Сербия) Трехглавое существо в росписи церкви в Новой-Павлице: возможный источник иконографии

3.2.25. Цымбал Светлана Владимировна (Российский государственный гуманитарный университет, РФ) Мотив маски в искусстве Византии и европейского Средневековья: особенности мотива маски в церкви Богоматери Пантанассы в Мистре

3.2.26. Дарко Николовски (Национальный центр охраны памятников, Скопье, Македония) Икона «Пророк Илия в пустыне»

3.2.27. Элени Xархаре (Афинский национальный университет имени Каподистрии, Греция) Восхитительные пейзажи: элементы греко-римской традиции в творчестве поствизантийского художника Иоанниса Пермениатиса

3.2.28. Ванеян Елизавета Степановна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Кушанские реминисценции: ранняя буддийская скульптура Японии VII–VIII вв.

3.3. Секционное заседание IV

«Античность на рёбрах европейского Средневековья» (русскоязычная секция)

Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории (Санкт-Петербург, Менделеевская линия В.О., д. 5, ауд. 72)

Время проведения: 11:00–12:30

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: русский

Председатель: Анна Алексеевна Дмитриева

3.3.1. Дмитриева Анна Алексеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Традиции античного художественного мышления в образах готического собора Нотр-Дам де Шартр

3.3.2. Блинова Ольга Евгеньевна (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, РФ) Формы античного искусства сквозь призму кельтской художественной традиции (по изображениям на кельтских монетах)

3.3.3. Воронова Ариадна Александровна (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, РФ) Античные колонии в Далмации: архитектурная христианизация

3.3.4. Киселева Анна Алексеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Две ниши для Святых Даров из Франконии. Особенности стиля и иконографии

3.3.5. Ванюшин Артем Сергеевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Средневековая архитектура нищенствующих орденов в Польше: происхождение и особенности

3.4. Секционное заседание VI

«Искусство античного мира в зеркале Ренессанса»

Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории (Санкт-Петербург, В.О. Менделеевская линия д. 5, ауд. 72)

Время проведения: 14:00–18:00

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский

Председатель: Максим Алексеевич Костыря

3.4.1. Мария Каролина Кампоне (Второй университет Неаполя, Италия) Под знаком античности. Классические истоки в архитектурном языке Неаполя арагонского периода. Каталонская арка и римские здания

3.4.2. Бирте Рубах (Берлинский университет имени Гумбольдта; Бранденбургская академия наук и искусств, Германия) Сайт Census: база данных изобразительных и текстовых материалов о произведениях античного искусства и архитектуры, известных в эпоху Возрождения

3.4.3. Красноперова Лидия Петровна, Щетина Мария Викторовна (Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, РФ) Североитальянский художник XVI века. «Богиня Рома вручает христианской церкви судьбу Рима»

3.4.4. Чуркина Дарья Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Образ правителя и классическая традиция при феррарском дворе в XV — начале XVI века

3.4.5. Лопухова Марина Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) “Ornamenti infiniti” и наследие античности в творчестве Бенедетто да Ровеццано

3.4.6. Михайлова Людмила Валерьевна (Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Рецепция античных сюжетов и форм в художественных заказах императора Максимилиана I Габсбурга

3.4.7. Ферри Марина Львовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ; Католический университет Лёвена, Бельгия) Образы античного мира в книжной миниатюре Средневековья и Ренессанса

15:30–16:00 Перерыв

3.4.8. Костыря Максим Алексеевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образы античных городов и «пейзажи катастроф» в западноевропейском искусстве XVI века

3.4.9. Ковбасюк Стефания Андреевна (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина) Шарлатанство в нидерландском искусстве конца XV — первой половины XVI в.: античные реминисценции в ренессансной иконографии обмана

3.4.10. Ващук Людмила Викторовна (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина) Росписи галереи Франциска І: сюжеты и символика образов

3.4.11. Черноземова Елена Николаевна (Московский педагогический государственный университет, РФ) Судьба Апеллеса: античный художник как персонаж драматического произведения английского Возрождения («Кампаспа» Джона Лили)

3.4.12. Прикладова Мария Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образ испанского правителя в искусстве XVI–XVII веков

3.4.13. Дремова Виктория Сергеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образ воина в испанской живописи XV века

3.4.14. Прохорцова Мария Максимовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Ретабло и иконостас: композиционные параллели

3.5. Секционное заседание VII

«Западноевропейское искусство XVII–XIX вв. Судьба классической традиции от образца к интерпретации»

Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории (Санкт-Петербург, Менделеевская линия В.О., д. 5, ауд. 70)

Время проведения: 10:00–19:00

Регламент выступлений – 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский

Председатели: Илья Аскольдович Доронченков, Екатерина Александровна Скворцова

3.5.1. Флоор Анна Кёлеманн (Неймегенский университет имени св. Радбода, Нидерланды) Изучение мастерской художника — изображение картинной галереи Рубенса?

3.5.2. Маргарита-Анна Васкес-Манассеро (Национальный университет дистанционного образования, Испания) Изображения «Двенадцати Цезарей» от Тициана до конца XVII века: образы военного триумфа испанской монархии

11:00–11:15 кофе-брейк

3.5.3. Анна Мария Амброзини-Массари (Урбинский университет имени Карло Бо, Италия) Иоганн Цоффани — классическое искусство, Италия и русские покровители: новое об образцах, людях и живописи

3.5.4. Джованна Перини Фолезани (Урбинский университет имени Карло Бо, Италия) Сэр Джошуа Рейнолдс и классическое искусство: заметки о его мифологических картинах, в частности, о «Младенце Геракле», исполненном для Екатерины II

3.5.5. Базиль Боде (Парижский университет (Сорбонна), Франция) Классическая традиция во французских рисунках к архитектурным конкурсам, от Королевской академии до Школы изящных искусств

12:15–12:30 кофе-брейк

3.5.6. Балаханова Юлия Борисовна (Государственный Эрмитаж, РФ) Овидий vs Филострат: античные источники новоевропейской эмблематики

3.5.7. Захарова Вера Николаевна (Европейский университет в Санкт-Петербурге, РФ) «Ренессансная античность» в работах Э. Панофского

3.5.8. Соколова Мария Васильевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) «Другая античность»: образы и сюжеты античного мира в европейском искусстве рубежа XVIII–XIX столетий

3.5.9. Тулупенко Юрий Георгиевич (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, РФ) Античность в английских садах XVIII века: эстетика и политика

14:00–15:00 – перерыв

3.5.10. Чернышева Мария Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Катрмер де Кенси о мимесисе. Классический концепт в классицистической теории искусства

3.5.11. Пермякова Ольга Вячеславовна (Екатеринбургский музей изобразительных искусств, РФ) Образы античности в бронзовых отливках фабрики Фердинанда Барбедьена. К вопросу об увлечении античным искусством в середине — второй половине XIX века

3.5.12. Большакова Наталья Александровна, Шлыкова Татьяна Викторовна (Государственный Эрмитаж, РФ) Опыт реставрации ваз «Огонь» и «Земля» из серии И.И. Кендлера «Четыре стихии» (Мейссен, XIX в.). Античные сюжеты и их воплощение в фарфоре

3.5.13. Сидорова-Слюсаренко Татьяна Витальевна (ГТРК «Культура», РФ) Античность и бидермайер: что между ними общего?

3.5.14. Гойхман Елена Григорьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Интерпретация античных образов и форм в творчестве Эжена Делакруа 1820–х годов

16:40–17:00 кофе-брейк

3.5.15. Жижина-Гефтер Вера Борисовна (Bibliotheca Classica Petropolitana — Античный кабинет, РФ) Итальянские этюды С.А. Иванова: к проблеме реконструкции памятников античной архитектуры в первой половине XIX в.

3.5.16. Дубицкая Оксана Иосифовна (Ассоциация искусствоведов — АИС, РФ) Прерафаэлиты и античность: восприятие сквозь призму субъективной эстетско-мистической «авангардной» эстетики

3.5.17. Белинцева Ирина Викторовна (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук; Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, РФ) Дворец Байнунен в Восточной Пруссии (совр. Калининградская область) и его античное собрание

3.5.18. Ярмош Анастасия Сергеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Неоклассика в творческой практике мастеров Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры

3.5.19. Трусова Полина Александровна (Государственный Эрмитаж, РФ) Памятники античной архитектуры в пейзажах Мориса Дени начала ХХ века: в контексте дискуссии о классической традиции французского искусства

Постерные доклады:

3.5.20. Переведенцева Ольга Юрьевна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Античные образы в программах европейских кунсткамер XVII века

3.5.21. Гурьянова Анна Константиновна (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, РФ) Античные каноны в изображениях на монетах Нового времени: традиции и трансформации

3.5.22. Сим Надежда Михайловна (Школа живописи «Мир искусств», РФ) Архитектура Гранады эпохи барокко. Проблемы стиля «гранадино»

3.5.23. Колпашникова Дарья Дмитриевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Театральность «иезуитского барокко» и ее проявление в декорациях римских церквей

3.6. Секционное заседание VIII

«Искусство XX–XXI вв. Лики классической древности в лабиринте современности»

Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия д. 5. Институт философии, ауд. 25 – лекторий)

Время проведения: 11:00–19:30

Регламент выступлений – 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский

Председатели: Анатолий Владимирович Рыков, Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова, Анастасия Сергеевна Ярмош

3.6.1. Ежи Малиновски, Ирина Гавраш (Польский институт истории мирового искусства в Варшаве; Торуньский университет имени Николая Коперника, Польша) Образ классической античности в польском искусстве на рубеже XIX–XX веков

3.6.2. Бартош Наталья Юрьевна (Новосибирский государственный университет, РФ) «Хармид» Оскара Уайльда: модерн в поисках античной «софросины»

3.6.3. Кагарлицкая Светлана Яковлевна (Московский педагогический государственный университет, РФ) Метаморфозы Диониса

3.6.4. Олейник Мария Сергеевна (Государственный Русский Музей, РФ) Портрет в творчестве М.В. Веревкиной

3.6.5. Алексеева Анна Владимировна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) «Орфизм» Гийома Аполлинера. Античный миф и «чистая» живопись Ф. Купки, Р. Делоне и Ф. Пикабиа

3.6.6. Джоан Робледо-Палоп (Йельский университет, США) Классическое тело в европейском искусстве и политике 1918–1939

3.6.7. Шик Ида Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории, РФ) Рецепция мифа об андрогине в сюрреалистической фотографии

3.6.8. Вяземцева Анна Геннадиевна (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, РФ) На пути к «освоению наследия»: архитектура в итальянско-советских отношениях 1920–1930-х годов

3.6.9. Гыбина Майя Михайловна (Московский архитектурный институт (государственная академия) — МАРХИ, РФ) Интерпретация классических архитектурных тем в творчестве Марчелло Пьячентини

3.6.10. Балашова Лада Сергеевна (Эссекский университет, Великобритания) Артуро Мартини и этрусские художественные традиции в искусстве Италии 1930-х годов

3.6.11. Белинда Граце Гарднер (Гамбургская высшая школа изобразительного искусства, Германия) Траектории страсти: воздействие классической аллегории любви на представления об эмоциональной тоске

3.6.12. Аксенова Софья Валериевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Восприятие, осмысление и использование принципов классической архитектурной традиции в 1920–1930-х годах

3.6.13. Иванова Ольга Константиновна (Государственная Третьяковская галерея, РФ) Философия творчества художника и поэта А.Я. Быховского (1888–1978)

3.6.14. Михальчи Кристина Владимировна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Живописные методы передачи движения в воздушном пространстве в советской живописи 1920–1930-х годов

14:30–16:00 Перерыв

3.6.15. Анжелина Лученто (Центрально-Европейский университет, Венгрия) Античность и новый человек: классическая фигура в творчестве Е.А. Кацмана

3.6.16. Гиорги Папашвили (Тбилисская государственная академия художеств; Национальный научный центр по истории грузинского искусства и охраны памятников имени Г. Чубинашвили, Грузия) Фотография в творчестве Георгия (Гиго) Габашвили (к вопросу о переосмыслении античных тем)

3.6.17. Глазов Игорь Валерьевич (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Античная традиция в отечественной живописи второй половины ХХ века

3.6.18. Щетинина Наталия Владимировна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Апроприация античных образов в творчестве Дж. Кунса

3.6.19. Чекмарёва Марина Александровна (Государственный Эрмитаж, РФ) Актуальная античность. Культ тела в зеркале современного искусства

3.6.20. Кащенко Елена Сергеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образы античного Рима в контексте художественного кинематографа США

3.6.21. Волчок Юрий Павлович (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, РФ) Знание об античности и архитектуроведение в 60-е годы прошлого века: arche современной архитектуры

3.6.22. Флорковская Анна Константиновна (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, РФ) Образы античности в поэтике постмодернизма: неофициальная живопись Москвы 1980-х годов

3.6.23. Калугина Ольга Вениаминовна (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, РФ) Античные образы в современной станковой скульптуре России: проблема интерпретации

3.6.24. Шевелева Елизавета Владимировна (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств; Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Феномен Roman Glass в современном ювелирном искусстве

3.6.25. Булычева Елена Ивановна (Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, РФ) Цикл «Frauen» Томаса Шютте: диалог с античностью

3.6.26. Шалина Наталья Сергеевна (Университет Вестминстер, Великобритания) Музей современного искусства как современный форум: определение, особенности

Постерные доклады:

3.6.27. Петухова Елена Андреевна (Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, РФ) Французский плакат Ар Деко: основы художественного языка и стилистические аспекты

3.6.28. Смирнова Ольга Викторовна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Отдельные аспекты декоративного убранства дома на улице Алколена: миф об Амуре и Психее как главная тема витражей по проекту Жозе Собрала де Алмада Негрейроша

3.6.29. Иванова Мария Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Интерпретация темы катарсиса на примере современного прочтения образа Фриды в художественной фотографии

3.6.30. Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Абстрактный классицизм О. Лягачева и Digital Art 1990-х


31 октября 2014 г. (пятница)

 

4.1. Секционное заседание IX

«Гармония классики под сводами Древней Руси»

Санкт-Петербургский государственный университет, здание Двенадцати коллегий, Петровский зал (Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9)

Время проведения: 10:00–15:00

Регламент выступлений: 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский

Председатели: Валентин Александрович Булкин, Евгений Валентинович Ходаковский

4.1.1. Ёлшин Денис Дмитриевич (Государственный Эрмитаж, РФ) Меандр в кирпичном декоре древнерусских храмов домонгольского времени

4.1.2. Скобцова Дарья Александровна (Межобластное научно-реставрационное художественное управление, РФ) Монументальная живопись Смоленска домонгольского периода

4.1.3. Трушникова Александра Вадимовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Архитектурная типология бесстолпных храмов Домонгольской Руси

4.1.4. Слапиня Анна Андрисовна (Российский государственный гуманитарный университет, РФ) Светские темы в декоре новгородских археологических предметов середины XI — начала XIV века. Типология и иконографические аналоги

4.1.5. Салимов Алексей Маратович (Тверской филиал Государственной академии славянской культуры; ОАО НРЦ «Тверьпроектреставрация», РФ) Михаило-Архангельский собор конца XIV века в Старице в контексте средневекового зодчества Северо-Восточной Руси

4.1.6. Ершов Петр Глебович (Российский институт истории искусств, РФ) К истории изучения ренессансных влияний на русскую архитектуру первой трети XVI века

4.1.7. Квливидзе Нина Валериевна (Российский государственный гуманитарный университет, РФ) Цикл миниатюр «Александрии» в составе Лицевого летописного свода

12:00–12:30 перерыв

4.1.8. Попова Елена Александровна (Научная библиотека Российской Академии художеств (ФГБНУ РАХ), РФ) Монументальная живопись древнего Пскова последней четверти XIV — начала XV века: проблемы иконографии и стиля

4.1.9. Мильчик Михаил Исаевич (НИИ «Спецпроектреставрация»; член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, РФ) Как зарождались изводы в древнерусской иконографии Соловецкого монастыря?

4.1.10. Рожнятовский Всеволод Михайлович (Институт телевидения, бизнеса и дизайна, РФ) Свето-живописные эффекты в программе декорации Воскресенского собора в Тутаеве и актуальность световой выразительности в контексте церковной полемики XVII века

4.1.11. Самойлова Татьяна Евгеньевна (Музеи Московского Кремля, РФ) Патрональная икона Иоанна V Алексеевича. К вопросу о формировании нового иконографического извода

4.1.12. Степанов Михаил Владимирович (НИИ «Спецпроектреставрация», РФ) Реконструкция рабочих методов для церкви-колокольни Иоанна Лествичника в Кремле и церкви Вознесения в селе Коломенское

4.1.13. Федотова Римма Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, РФ) Понятие «литургическое пространство» и его связь с теорией искусства

4.1.14. Филиппов Алексей Евгеньевич (Кубанский государственный университет, РФ) Об анатомической достоверности в сюжете «Распятие» в русской иконописи XV — начала XVI в.

4.1.15. Найдёнова Дарья Вадимовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образ святого Христофора и иконографические особенности боковых дверей русских иконостасов позднего Средневековья

4.2. Заседание Круглого стола

«Изобразительное искусство и архитектура внутри и вне классического наследия»

«Современное искусство в старом музее»

Государственный Эрмитаж, Зал Совета (Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 34, Директорский подъезд)

Время проведения: 10:00–13:00 (формат сообщения)

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский

Председатель: Анна Алексеевна Трофимова

4.2.1. Томас Хоу (Юго–восточный университет, Техас, США; Фонд реставрации древних Стабий; Везувианский институт археологии и гуманитарных исследований, Италия), Паоло Гарделли (Фонд реставрации древних Стабий; Везувианский институт археологии и гуманитарных исследований, Италия) Создание нового образа античности в XXI веке: реставрация вилл древних Стабий

4.2.2. Мартин Дорка Морено (Фрайбургский университет имени Альберта-Людвига, Германия) Лики мягкой власти. Александр Великий в современном политическом дискурсе: на примере Македонии

4.2.3. Лавров Дмитрий Евгеньевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античные влияния в произведениях палехской лаковой миниатюры

4.2.4. Бусев Михаил Алексеевич (НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, РФ) Античные мотивы и образы в творчестве парижских неоавангардистов: Сезар, Арман

4.2.5. Казарян Армен Юрьевич (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской Академии архитектуры и строительных наук; Государственный институт искусствознания, РФ) Отношение к классическому наследию как критерий оценки профессионализма в средневековой архитектуре и презентация премии «Европа Ностра» – 2014 за вклад в сохранение европейского культурного наследия за исследование «Церковная архитектура VII века в странах Закавказья»

4.2.6. Рыков Анатолий Владимирович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Машины времени, машины желания. Теории регенерации в современном искусстве и политике

4.2.7. Овчинников Михаил Владимирович (Музей Фаберже, РФ) Героический миф в современном русском искусстве. Выставка Бориса Орлова в античных залах Музея истории искусства в Вене

4.2.8. Светляков Кирилл Александрович (Государственная Третьяковская галерея, РФ) Свобода в поисках утраченной гармонии: современное искусство и античность — культура фрагмента или образная система?

4.2.9. Обсуждение сообщений «Круглого стола»

13:00–14:00 Обед

4.3. Обсуждение концептуальных экспозиционных проектов: Л. Буржуа, Дж. Б. Пиранези и Арт-объекты в рамках программы «Манифеста-2014»

14:00–15:00 (Эрмитаж, Зал Геракла)

Модераторы: Дмитрий Юрьевич Озерков, Кирилл Александрович Светляков

4.4. Заседание Круглого стола (формат дискуссии)

Эрмитаж, библиотека Отдела античного мира (Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 34, Директорский подъезд)

Время проведения: 15:00–18:00 (участие по приглашениям)

Рабочие языки: русский, английский

Председатель: Анна Алексеевна Трофимова

4.4.1. Трофимова Анна Алексеевна (Зав. Отделом античного мира Государственного Эрмитажа, РФ) «Лицом к лицу»: что означает «античность» для человека XXI века?

Тезисы и темы для обсуждения:

Что означает античность для нас и наших современников? Ушедшая цивилизация, прекрасная руина, золотое детство человечества – великое прошлое, то, что безвозвратно утрачено и недостижимо. Но в чем заключается жизненная сила античности, и что заставляет переживать эту эпоху, как то, что есть, а не то, что было? Вошедшие в плоть и кровь европейской цивилизации понятия, мифы, каноны, институты, которые уже неотделимы от современного сознания – ответ, казалось бы, очевиден. Однако причина заключается не только в этом. Каждая эпоха создает свой собственный образ античности, изменчивый и неповторимый, и этот образ воплощает мечты и реальность его современников. Художники, политики, историки, государственные деятели и персонажи масс-медиа и в XX, и в XXI веке находят возможность актуального самовыражения в формах жизни классической античности. В пространстве современного музея вокруг античного фрагмента создается целый мир: основная задача экспозиции – за счет световой среды, расположения памятников и их взаимодействия с архитектурой не погрузить посетителя в прошлое, но создать эффект присутствия в настоящем. Что означает античность сегодня для Вас? Этот вопрос мы обращаем к участникам конференции – представителям разных дисциплин, исследовательских школ, научных и творческих институтов.

4.4.2. Светляков Кирилл Александрович (Зав. отделом Новейших течений Государственной Третьяковской галереи, РФ) Свобода в поисках утраченной гармонии: современное искусство и античность — культура фрагмента или образная система?

Тезисы и темы для обсуждения:

Ни для кого не секрет, что современное искусство утверждало себя через противопоставление античной традиции. Эстетика фрагмента пришла на смену цельности классического идеала, и фрагмент стал одним из главных признаков «современности». Тем не менее, многие забывают, что так называемый классический идеал был сконструирован из фрагментов, и первые яркие примеры подобных конструктов появились в эпоху Ренессанса. Искусство ХХ века пыталось найти новые ресурсы и ограничило эксплуатацию античного наследия, однако многие модели и формы мышления, а также способы рефлексии, которые считаются «современными», берут своё начало в эстетике античных фрагментов. «Травмы» и «утраты» в современном искусстве на поверку мало чем отличаются от «руин» и «найденных объектов» античности. Круглый стол объединит исследователей античности и современного искусства, которые обсудят проблему фрагмента в исторической науке и новейшей критике.

4.4.3. Рыков Анатолий Владимирович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античность как изобретение и апроприация: Борьба за культурное наследие в политической и художественной истории ХХ–ХХI вв. Проблемы мифологизации, «национализации», «приватизации» и реституции.

Темы для обсуждения:

Предполагается обсудить проблемы «национализации» античности в рамках государственных политик и различных форм их культурной легитимизации, «приватизацию» античности в «личных мифологиях» художников, вопросы реституции музейных ценностей

4.5. Тематические занятия в залах Эрмитажа

Время проведения: 15:00–17:30

4.5.1. «Экспозиция Отдела античного мира». Сбор участников возле Зала Совета 15:00–17:30

4.5.2. «Золотая кладовая. Мир эллинов и варваров». Сбор участников возле Зала Совета 15:00 –17:30

4.5.3. «Обзорная экскурсия. Античный мир в западноевропейском искусстве». Сбор участников возле Зала Совета 15:00–17:30

4.6. Подведение итогов конференции

Государственный Эрмитаж, Зал Боспора (Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 34, Директорский подъезд)

Время проведения: 18:00–18:30


1 ноября 2014 года (суббота)

5.1. 10:00–20:00 Искусствоведческие семинары на экспозициях Государственных музеев-заповедников «Павловск» и «Царское Село» (автобусный трансфер)

5.2. 07:00–24:00 Семинар по изучению древнерусского искусства в Великом Новгороде (автобусный трансфер)