Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-67
Title Роль русских архитекторов и скульпторов в создании стиля ар-деко в архитектуре Сербии.
Author email milanprosen@gmail.com
About author Проcен Милан— Ph. D., ассистент. Университет искусств, Белград, ул. Краля Петра, 4, Белград, Сербия, 11000.
In the section Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa166-8-67
Year 2016 Volume 6 Pages 624634
Type of article RAR Index UDK 72.036 Index BBK 85.11
Abstract

Цель статьи — представить роль русских архитекторов и скульпторов в возникновении и развитии в архитектуре Сербии стиля ар-деко — одного из доминирующих направлений в период между двумя мировыми войнами. Хотя их значение в этом отношении была весьма велико, оно до сих пор не получило должного освещения в историографии. Декоративность этого, по сути, модернового стиля предопределила его востребованность сербской социальной элитой с ее рафинированным вкусом, которая использовала его как средство саморепрезентации. В это время в Белграде работали архитекторы из России, которые, отзываясь на местные художественные запросы, ориентировались на декоративную, но современную интерпретацию архитектуры. Ар-деко в Сербии было основано на модернизации конструкции и строительных форм, но все же акцентировано оформление фасадов, непременно обогащенных орнаментами, стилизованными рельефами, скульптурами и великолепными литыми решетками. Архитектор и скульптор Роман Верховской включал в свои произведения элементы ар-деко, подчеркивая их острую выразительность. Владимир Загороднюк дополнил рельефами декор многих общественных и жилых зданий. Виктор Лукомский, будучи архитектором правительства Югославии, создал дворец патриархии Сербской православной церкви и отель на горе Авале. Архитекторы Александр Медведев, Валерий Сташевский, Андрей Папков и Григорий Самойлов — приверженцы стиля лиричной ритмизованной архитектуры — развили своеобразную версию орнаментального ар- деко. Создавая интерьер кинотеатра «Белград», самого элитного в югославской столице, архитектор Григорий Самойлов привнес в него атмосферу Голливуда. Бурное развитие Белграда в период между двумя мировыми войнами, интенсивный рост его населения сопровождались созданием узнаваемого архитектурного образа города, решительно отмеченного вслед за мировыми тенденциями современными чертами ар-деко, — новое место Белграда на архитектурной карте мира было сопоставимо по важности с Парижем, Нью-Йорком, Мадридом, Касабланкой и Мумбаи. В наследии русских архитекторов, работавших тогда в Сербии, различимо большое разнообразие типичных мотивов ар-деко. Современные либо восходящие к классическому, национальному, религиозному или мифологическому искусству, они всегда трансформируются в соответствии с духом современности, без прямой отсылки к источникам. Русские архитекторы и скульпторы проявили себя уже на ранней стадии развития стиля (1920–1927), связанной с Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes в Париже в 1925 г., а затем с большой силой выразили природу ар-деко в зрелой фазе его развития (1928–1934), восприняв как его орнаментальные, так и скульптурные формы. В 1930-е гг. их строительная деятельность переплеталась с работой местных зодчих, с которыми они конкурировали за заказы. На позднем этапе развития стиля, который в Сербии приходится на 1936–1941 гг., русские архитекторы воплотили в своих творениях дух ‘joie de vivre’, столь характерный для ар-деко, ставшего самой открытой формой позитивных творческих международных связей и вызвавшего к жизни многие из замечательных достижений сербской архитектуры.

Keywords
Reference Проcен М. Роль русских архитекторов и скульпторов в создании стиля ар-деко в архитектуре Сербии. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 624–634. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-67
Publication Article language english
Bibliography
  • Anonim. Roman Verhovskoj slikar. Illustrated magazine, Belgrade, 19.02.1928, p. 8 (in Serbian).
  • Benton Ch.; Benton T.; Wood G. (eds.) Art Deco 1910–1939. London, Bulfinch Publ., 2003. 464 p.
  • Benton Ch. The International Exhibition. Art Deco 1910–1939. London, Bulfinch Publ., 2003, pp. 141–155.
  • Berry Ch. J. The Idea of Luxury; a Conceptual and Historical Investigation. Cambridge — New York: Cambridge University Press Publ., 1994. 271 p.
  • Blagojević Lj. Modernism in Serbia. The Elusive Margins of Belgrade Architecture 1919–1941. London, MIT Press, Publ., 2003. 284 p.
  • Bréon E.; Rivoirard Ph. (eds) 1925: quand l’Art déco séduit le monde. Paris, Editions Norma Publ., 2013. 287 p. (in French).
  • Ceranić M. The Activities of Architect Andrej Vasiljevič Papkov in Belgrade (1925–1951). Nasledje (The Heritage), 2007, vol. 8, pp. 71–85 (in Serbian).
  • Čorak Ž. The 1925 Jugoslav Pavilion in Paris. The Journal of Decorative and Propaganda Arts, 1990, vol. 17, pp. 37–41.
  • Dimić Lj. Kulturna politika u Kraljevini Jugoslaviji 1918–1941 (The Cultural Policy in the Kingdom of Jugoslavia), vol. 3. Belgrade, Stubovi culture Publ., 1997. 541 p. (in Serbian).
  • đurđević M. Contribution to the Study of the Activities of the Architect Valerij Vladimirovich Strashevskii in Belgrade. Godišnjak grada Beograda (The Annual of Belgrade City), 1998–1999, vols. 45– 46, pp. 151–171 (in Serbian).
  • Finance L. de. Les sources de L’ornament Art Déco, 1925: quand l’Art déco séduit le monde. Paris, Editions Norma Publ., 2013, pp. 24–29 (in French).
  • Gronberg T. Paris 1925: Consuming Modernity. Art Deco 1910–1939. London, Bulfinch Publ., 2003, pp. 157–163.
  • Ignjatović А. Jugoslovenstvo u arhitekturi 1904–1941 (Jugoslavity in Architecture, 1904–1941). Belgrade, Građevinska knjiga Publ., 2007. 500 p. (in Serbian).
  • Jahontov A.; Prosen M. The Work of the Architect Nikolai Vasilyevich Vasilyev and his Belgrade Period (May 1921 – February 1923). Nasledje (The Heritage), 2013, vol. 14, pp. 115–133 (in Serbian).
  • Jovanović M. The King Alexandar and Russian Artists. Ruska emigracija u srpskoj kulturi XX veka (Russian Emigration in Serbian Culture of the 20th Century), vol. 1. Belgrade, Filoloski fakultet u Beogradu, Katedra za slavistiku i Centar za naucni rad Publ., 1994, pp. 93–97 (in Serbian).
  • Jovanović M. Doseljavanje ruskih izbeglica u Kraljevinu SHS 1919–1924 (Immigration of the Russian Refugees in the Kingdom of Jugoslavia). Belgrade, Stubovi kulture Publ., 1996. 386 p. (in Serbian).
  • Jovanović M. The French Architect Expert and the Art Déco in Belgrade. Nasledje (The Heritage), 2001, vol. 3, pp. 67–88 (in Serbian).
  • Jovanović M. Ruska emigracija na Balkanu (1920–1940) (Russian Emigration in the Balkans (1920– 1940)). Belgrade, Čigoja press Publ., 2006. 559 p. (in Serbian).
  • Kadijević A. Architecture of the Patriarchal Buildings in Belgrade. Glasnik drushtva konzervatora Srbiјe (Bulletin of the Serbian Union of Restorers), 1994, vol. 18, pp. 170–173 (in Serbian).
  • Kadijević A. The Contribution of Russian Emigrants to the Serbian Architecture during the Interwar Period. Rusi bez Rusije — srpski Rusi (Russians without Russia — Serbian Russians). Belgrade, Beočin Efect Publ., 1994, pp. 242–254 (in Serbian).
  • Kadijević A. Jedan vek traženja nacionalnog stila u srpskoj arhitekturi (sredina 19 – sredina 20 veka) (The Century of Search for the National Style in Serbian Architecture, from the Middle of the 19th to the Middle of the 20th Century). Belgrade, Građevinska knjiga Publ., 1997. 343 p. (in Serbian).
  • Kadijević A. The Belgrade Period of the Architect’s Viktor Viktorovich Lukomskii Work (1920– 1943). Godišnjak grada Beograda (The Annual of Belgrade City), 1998–1999, vols. 45–46, pp. 115– 132 (in Serbian).
  • Kadijević A. The Belgrade Opus of the Architect Roman Nikolayevich Verhovskii. Nasledje (The Heritage), 1999, vol. 2, pp. 33–40 (in Serbian).
  • Kadijević A. Estetika arhitekture akademizma (19–20 vek) (The Aesthetics of the Architecture of Academism, 19th–20th Century). Belgrade, Građevinska knjiga Publ., 2005. 488 p. (in Serbian).
  • Kadijević A. The Main Historical, Ideological and Esthetic Aspects of the Architecture of Russian Émigracii in Yugoslavia 1920–1950: Investigation, Interpretation, Evaluation. Izobrazitel’noe iskusstvo, arkhitektura i iskusstvovedenie russkogo zarubezh’ia (Visual Arts, Architecture and Art Studies of the Russian Diaspora). Saint-Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2008, pp. 325–336 (in Russian).
  • Keković A.; Čemerkić Z. Moderna Niša 1920–1941, arhitektura stambenih ijavnih objekata Niša i Niške banje (Modern Niš 1920–1941. Architecture of Residential Buildings in Niš and Niška Banja). Niš, Društvo arhitekata Niša Publ., 2006. 247 p. (in Serbian).
  • Latinčić O. Valeriy Vladimirovich Stashevsky (1882–?) in Belgrade: Documentary Evidence from the Historical Archives of Belgrade. Nasledje (The Heritage), 2011, vol. 12, pp. 169–196 (in Serbian).
  • Laurent S. The Artist-Decorator. Art Deco 1910–1939. London, Bulfinch Publ., 2003, pp. 165–171.
  • Manević Z. Art Deco and National Tendencies in Serbian Architecture. The Journal of Decorative and Propaganda Arts, 1990, vol. 17, pp. 71–75.
  • Marinković M. Arhitektonska plastika javnih objekata Beograda (1918–1941) (The Architectural Plastic of Public Buildings in Belgrade (1918–1941)). MSc thesis at the Department of Art History, Faculty of Philosophy in Belgrade, 2005. 268 p. (in Serbian).
  • Marković V. S. (ed) Imenik diplomiranih inžinjera i arhitekta na Tehničkom fakultetu Univerziteta u Beogradu 1919–1938 (The List of Engineers and Architects Who Graduated from the Technological Department of the University of Belgrade between 1919 and 1938). Belgrade, 1939. 146 p. (in Serbian).
  • Marković P. J. Beograd i Evropa 1918–1941. Evropski uticaji na proces modernizacije Beograda (European Influence on the Process of Modernization of Belgrade). Belgrade, Savremena Administracija Publ., 1992. 234 p. (in Serbian).
  • Mathey F. Les Années 25: Art déco, Bauhaus, Stijl, Esprit nouveauю Paris, Musée des arts décoratifs Publ., 1966. 125 p. (in French).
  • Medvedev M. Projekti i arhitektura Ing. Aleksandra I. Medvedeva Ovl. Arhitekta (The Projects and Architecture of Ing. Aleksandar I. Medvedev, Authorized Architect). Niš, Društvo arhitekata Niša Publ., 2012. 201 p. (in Serbian).
  • Mežinski Milovanović J. The Historical Meaning of the Russian Necropolis. Ruski nekropolj u Beogradu, znamenje istorijskog prijateljstva (Russian Necropolis in Belgrade, the Symbol of Historical Friendship). Beograd, Fondacija “Ruski nekropolj” Publ., 2014, pp. 195–206 (in Serbian).
  • Milovanović M. Andrej Vasiljevič Papkov. Rusi bez Rusije — srpski Rusi (Russians without Russia — Serbian Russians). Belgrade, Beočin Efect Publ., 1994, pp. 265–272 (in Serbian).
  • Minić O. The Development of Belgrade and its Architecture in the Interwar Period. Godišnjak Muzeja grada Beograda (The Annual of Belgrade City Museum), 1954, vol. 1, pp. 177–188 (in Serbian).
  • Mitrović K. Hercules and Hydra by Roman Verhovskoj. The Meaning and Symbolism of the Former Fountain in the Topčider Park. Matica Srpska Journal of Fine Arts, 2015, vol. 43, pp. 211–222 (in Serbian).
  • Popović B. The Participation of the Kingdom of Jugoslavia in the International Exhibition of Modern Applied and Industrial Arts in Paris in 1925. Zbornik Narodnog muzeja u Beogradu (Collection of the National Museum in Belgrade), 1997, vol. 16, no. 2, pp. 233–243 (in Serbian).
  • Popović B. Primenjena umetnost i Beograd 1918–1941 (Applied Arts and Belgrade, 1918–1941). Belgrade, Muzej primenjene umetnosti Publ., 2011, 263 p. (in Serbian).
  • Possémé É. De L’Art Nouveau à L’Art Déco : Le Premier Art Déco. 1925, quand l’Art déco séduit le monde. Paris, Editions Norma Publ., 2013, pp. 18–23 (in French).
  • Prosen M. Contribution to the Research of the Belgrade Opus of Grigorije Samojlov. Nasledje (The Heritage), 2001, vol. 3, pp. 89–104 (in Serbian).
  • Prosen M. The National Bank Clerks and Attendants Pension Fund Building. Godišnjak grada Beograda (The Annual of Belgrade City Museum), 2002–2003, vol. 49–50, pp. 183–193 (in Serbian).
  • Prosen M. Zadužbina Luke ćelovića i profesora Milivoja Jovanovića. Dobrotvori Beogradskom univerzitetu. Katalog izlozhbe (The Benefactors of Belgrade University. Exhibition Catalogue). Belgrade, University; Serbian Academy of Sciences and Arts; National Museum Publ., 2005. 159 p. (in Serbian).
  • Prosen M. Architect Grigorije Samojlov. Exhibition Catalog, Museum of Science and Technology, Gallery of Science and Technology. Belgrade, Serbian Academy of Sciences and Arts Publ., 2006. 35 p.
  • Prosen M. Artistic Opus of the Architect Grigory Ivanovich Samoilov. Izobrazitel’noe iskusstvo, arkhitektura i iskusstvovedenie russkogo zarubezh’ia (Visual Arts, Architecture and Art Studies of the Russian Diaspora). Saint-Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2008, pp. 385–393 (in Russian).
  • Prosen M. The State Mortgage Bank Building in Valjevo: An Unknown Work of the Architect Vasilije von Baumgarten. Zbornik: Muzeј primenjene umetnosti (Journal: Museum of Applied Art), 2010, no. 6. Belgrade, Muzeј primenjene umetnosti Publ., 2010, pp. 81–90 (in Serbian).
  • Prosen M. Russian Emigant Architects: Architecture as Memory. Prostori Pamćenja: Arhitektura. Zbornik radova (Spaces of Memory: Architecture. Collection of works), vol. 1. Belgrade, Faculty of Philosophy Publ., 2013, pp. 213–230 (in Serbian).
  • Prosen M. ; Popović B. L’Art Déco en Serbie. 1925: quand l’Art déco séduit le monde. Paris, Editions Norma Publ., 2013, pp. 198–207 (in French).
  • Prosen M. Ardeko u srpskoj arhitekturi (Art Déco in Serbian Architecture). Doctoral Dissertation. Belgrade University, Faculty of Philosophy, 2014. 630 p. (in Serbian).
  • Sikimić đ. Fasadna skulptura u Beogradu (Facade Sculpture in Belgrade). Belgrade, Institute for Protection of Cultural Heritage Publ., 1965. 188 p. (in Serbian).
  • Srejović đ. (ed.) Vladimir Zagorodnjuk. 125 godina Narodnog pozorišta u Beogradu. Katalog izložbe, SANU (Vladimir Zagorodnjuk. 125th Anniversary of Belgrade National Theatre. Exhibition Catalog, Serbian Academy of Sciences and Arts). Belgrade, Serbian Academy of Sciences and Arts Publ., 1994, pp. 307–312 (in Serbian).
  • Wood G. Art Deco and Hollywood film. Art Deco 1910–1939. London, Bulfinch Publ., 2003, pp. 324– 333.