Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-57
Title Ренессансный вектор в творчестве Фердинанда Ходлера.
Author email n.shtolder@mail.ru
About author Штольдер Наталья Владимировна — кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный университет туризма и сервиса, Главная ул., д. 99, пос. Черкизово, Московская обл., Российская Федерация, 141221
In the section Искусство Нового времени DOI10.18688/aa166-6-57
Year 2016 Volume 6 Pages 532541
Type of article RAR Index UDK 75. 03, 75.035/.036 Index BBK 85.14
Abstract

На рубеже XIX–XX вв. разновекторное обращение к искусству Ренессанса явилось одной из характерных особенностей европейских художественных исканий. Творческий метод швейцарского художника Фердинанда Ходлера (1853–1918) во многом был инспирирован идеями и достижениями этой эпохи, однако в переосмысленной форме, связанной с веяниями своего времени. В статье рассмотрен ряд сопоставлений и пересечений творчества Ходлера и искусства Ренессанса, выявляющих значение этого признанного, но малоизученного в России европейского мастера.

В статье проанализированы живописные и некоторые графические произведения художника на фоне его теоретических высказываний, его теории параллелизма. Выявлены соотношения ходлеровских символистских холстов с фресками Джотто, Микеланджело и других художников Ренессанса, очевидные в монументально-декоративном подходе к построению пространства, в плане симметрии и объемно-пространственного решения формы. отмечено, что гуманистическая направленность ходлеровского видения и его пиетет к старым мастерам, а также идеи единства, подобия и повтора сформировались в пору обучения у Б. Менна. Кроме того, рассмотрены пересечения с североренессансными мастерами Гольбейном и Дюрером, например встреча с последним в области пространственно-конструктивного решения движения человеческой фигуры. Выявлено схождение этих мастеров разного времени в применении линии и силуэта, формирующих обобщенно-декоративный характер формы изображения.

В результате исследования художник предстает как «ренессансная» личность в парадигме искусства рубежной эпохи. В творчестве Ходлера гармония человека и природы обнаруживается в парадоксальном схождении индивидуального реалистического изобразительного языка и латентных символистских смыслов.

 
Keywords
Reference Штольдер Н. В. Ренессансный вектор в творчестве Фердинанда Ходлера. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 532–541. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-57
Publication Article language russian
Bibliography
  • Дюрер А. Трактаты, дневники, письма / Пер. с ранненововерхненемецкого Ц. Нессельштраус. — СПб.: Азбука, 2000. — 704 с.
  • Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1998. — 753 с.
  • Рафаэль и его время / отв. ред. Л. С. Чиколини. — М.: Наука, 1986. — 256 с.
  • Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. — М.: Галарт, 2001. — 343 с.
  • Фердинанд Ходлер. Каталог / Ред. и сост. Филипп Кэнель. — цюрих: Швейцарский фонд культуры ПРО ГЕЛЬВЕЦИЯ, 1988. — 108 с.
  • Штольдер Н. В. Панно эпохи модерн: дис... к. иск. — М., 2006. — 174 с.
  • Bätschmann O. Realismus im Ornament. Ferdinand Hodlers Prinzip der Einheit // Ferdinand Hodler. Eine symbolistische Vision. — Ostfildern: Hatje Cantz Verlag, Kunstmuseum Bern, Szépmüvészeti Múzeum, Budapest, und die Autoren, 2008. — S. 19–33.
  • Brunner M. Voyage en Italie. Ferdinand Hodlers Skizzenhefte seiner Italienreisen Grammatik der Kunstgeschichte // Schweizerisches Institut für Kunstwissenschaft. — Zürich: Edition Imorde, 2008. — S. 195–207.
  • Brüschweiler J. Ferdinand Hodler im Spiegel der zeitgenössischen Kritik. — Lausanne: Editions Rencontre, 1970. — 127 S.
  • Ferdinand Hodler. Katalog. Nationalgalerie Berlin, Staatliche Museen Preußischer Kulturbesitz Berlin, Musée du Petit Palais Paris, Kunsthaus Zürich. — Berlin: Verlag Nationalgalerie Berlin, 1983. — 500 S.
  • Ferdinand Hodler. Views & Visions / Con. and org. H. A. Lüthy and P. Fischer. — Zurich: Swiss Institute for Art Research, the Trust for Museum Exhibitions, 1994. — 176 p.
  • Ferdinand Hodler et Genève. Collection du Musée d’art et d’histoire. Catalogue. — Genève: La Baconniére/Arts, 2005. — 262 p.
  • Ferdinand Hodler. 1853–1918. Catalogue, Musée d’Orsay. — Paris: Ėditions de la Réunion des musées nationaux, 2007. — 268 p.
  • Ferdinand Hodler. Die Wahrheit, Erste Fassung, 1902 // Truth, First Version, 1902 / Text: V. Möckel, B. von Waldkirch. — Zürich: Kunsthaus Zürich und Autoren, 2013. — 47 S.
  • Ferdinand Hodler. View to Infinity. Catalogue. — Ostfildern: Beyeler Museum AG, Reinen/Basel, Neue Galerie New York, Hatje Cantz Verlag, 2013. — 212 p.
  • Ferdinand Hodler. La Mission de l’artiste; edition établie et commentée par N. M. Güdel. — Genéve: Editions Notari, 2014. — 173 p.
  • Ferdinand Hodler. La collection Rudolf Schindler. Die Sammlung Rudolf Schindler. — Zurich: Musée Jenisch Vevey et und Verlag Scheidegger & Spiess AG, 2015. — 268 p.
  • Hirsh Sharon L. Ferdinand Hodler. — New York: George Braziller — London: Themes and Hudson, 1982. — 144 p.
  • Hodler. Die Mission des Künstlers. La Mission de L’artiste. Katalog, Ausstellung “Hodler und Freiburg“. — Bern: Benteli Verlag, 1981. — S. 33–62.
  • Loosli C. A. Ferdinand Hodler, Leben, Werk und Nachlass, Band I–IV. — Bern: Verlag von R. Suter und Cie., 1921–1924. — 280 S., 230 S., 222 S., 344 S.
  • Von der Gotik bis zur Renaissance. Duccio, Giotto, Simone Martini, Pietro und Ambrogio Lorenzetti, Masaccio, Frau Angelico, Filippo Lippi, Benozzo Gozzoli. — Florenz: SCALA Group Publ., 2003. — 640 S.