Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-10-83
Title Семиотический подход к исследованию предметного мира в искусстве.
Author email grigorieva.daria@mail.ru
About author Григорьева Дарья Андреевна — соискатель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119992.
In the section Теория искусства DOI10.18688/aa166-10-83
Year 2016 Volume 6 Pages 755764
Type of article RAR Index UDK 7.01 Index BBK 85.1
Abstract

Предметный мир в произведениях искусства как объект семиотического исследования может быть рассмотрен в качестве целостной системы, обладающей структурой, иерархией и законами сочетания частей в соответствии с их свойствами и функциями, а также способностью к изменению значения и «перекодированию». В данном контексте понятие «предметный мир» определяется как совокупность предметов материального мира, изображаемых в произведениях искусства. Принимая предметный мир за знаковую систему, мы имеем возможность, таким образом, говорить о языке предметного мира в искусстве и о его коммуникативной функции. Семиотический подход призван провести границу между предметом в его бытовом понимании и предметом в пространстве картины, то есть находящимся в знаковой системе и, соответственно, подчиняющимся законам этой системы. Задачей исследования является выявление общего круга вопросов, касающихся семиотики предметного мира, а также свойств, функций и структуры предметного мира в произведениях искусства на основании трудов таких ученых, как Ю. М. Лотман, Ролан Барт и др.

Keywords
Reference Григорьева Д.А. Семиотический подход к исследованию предметного мира в искусстве. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 755–764. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-10-83
Publication Article language russian
Bibliography
  • Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989. — 615 с.
  • Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 384 с.
  • Заиграйкина С. П. Мозаики V века в Италии. О некоторых особенностях стиля // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. — Вып. 2 (14). — С. 9–29.
  • Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 447 с.
  • Лотман Ю. М. Чему учатся люди. Статьи и заметки. — М.: Рудомино, 2010. — 416 с.
  • Мельшиор-Бонне С. История зеркала. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 456 с.
  • Панофский Э. Этюды по иконологии. — СПб.: Азбука-классика, 2009. — 430 с.
  • Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М.: Языки русской культуры, 1995. — 360 с.
  • Фукс Э. Галантный век. Пиршество страсти // Всеобщая история нравов народов мира. — М.: Эксмо, 2008. — С. 381–646.
  • Hallett M., Riding C. “Hogarth”. Cat. Exhibition, Musee du Louvre, Paris, 18 October 2006 – 7 January 2007; Tate Britain, London, 7 February – 29 April 2007; La Caixa, Madrid, 29 May – 26 August 2007. —London: Tate Publishing, 2006. — 264 p.
  • Paulson R. Hogarth: His Life, Art and Times. Vol. 1: The “Modern Moral Subject” 1697–1732; Hogarth. Vol. 2: High Art and Low, 1732–1750; Hogarth. Vol. 3: Art and Politics, 1750–1764. — Cambridge: Lutterworth Press, 1992–1993. — 411 p.; 477 p.; 567 p