Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-41
Title Джорджо Вазари и архитектура чинквеченто: конец эпохи Возрождения.
Author email tuchka115@yandex.ru
About author Тучков Иван Иванович — доктор искусствоведения, профессор, декан исторического факультета. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-41
Year 2016 Volume 6 Pages 395406
Type of article RAR Index UDK 72.034. Index BBK 85.11
Abstract

Вопрос о месте Ренессанса в истории европейской культуры и искусства по-прежнему актуален, и для понимания его сущности показательно рассмотрение хронологических границ протяженного историко-художественного периода с выявлением их специфических особенностей. окончание эпохи Возрождения теснейшим образом связано в том числе и с архитектурной деятельностью Джорджо Вазари, которая прекрасно характеризует изменения в социальном статусе творческой личности и особенности развития художественных процессов в одном из важнейших центров придворной культуры позднего Ренессанса — Флоренции эпохи Козимо I Медичи. В архитектуре Вазари достаточно рельефно выявились основные тенденции развития поздней фазы Возрождения. Как и многие его современники, Вазари в большей степени «продолжатель», а не оригинальный «творец» и в архитектурной практике, и в теории архитектуры. В собственном архитектурном творчестве ему проще подводить итоги, фиксировать и закреплять уже созданное другими, устанавливать некую норму, опирающуюся на достижения предшественников. он работает в сухой, графичной, отстраненной и холодной манере, лишенной эмоционального накала, всегда сопутствующего творческому озарению новатора. Показательно (и это характерная и распространенная особенность архитектурной практики чинквеченто), что Вазари подобно другим современникам начинает свою художественную карьеру не как архитектор, а как живописец. В собственной архитектурной практике Вазари не более чем декоратор, что очевидно свидетельствует о кризисе архитектурной мысли. он легко переходит к эклектике, как и многие другие архитекторы этого времени, что также можно рассматривать как одно из проявлений кризиса полнокровной художественной традиции. «Механистичность» конца эпохи Возрождения проявилась во многих архитектурных произведениях Вазари, особенно в Галерее Уффици. Ансамбль Уффици и Коридор Вазари не только связали постройки, принадлежавшие семье Медичи, между собой, но и переориентировали всю городскую среду Флоренции, вынужденную подчиняться великим герцогам и новым градостроительным и смысловым ориентирам. Теперь она включила в единую систему как все «центры» «старых» и «новых» Медичи, так и сакральные, республиканские «центры» Флоренции.

Keywords
Reference Тучков И. И. Джорджо Вазари и архитектура чинквеченто: конец эпохи Возрождения. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 395–406. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-41
Publication Article language russian
Bibliography
  • Алпатов М. В. Художник и заказчик // Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.: Искусство, 1939. — С. 218–224.
  • Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. — М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935. — Т. I. — 392 с
  • Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Искусство, 1995. — 528 с.
  • Бицилли П. М. Игнатий Лойола и Дон Кихот [1925] // Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. — СПб.: Мифрил, 1996. — 256 с.
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: Терра, 1993. — Т. I. — 635 с.
  • Вазари Дж.Описание творений Джорджо Вазари, аретинского живописца и архитектора // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: Терра, 1971. — Т. V. — С. 535‒539.
  • Винкельман И. И. История искусства древностей. Малые сочинения. — СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. — 800 с.
  • Головин В. П. Мир художника Раннего итальянского Возрождения. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — 288 c.
  • Дажина В. Д. Личность художника конца Возрождения: автопортрет, автобиография, дневник // человек в культуре Возрождения. — М.: Наука, 2001. — С. 153–160.
  • Дажина В. Д. Флоренция времени правления великих герцогов тосканских: искусство и политика // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. Сборник статей, посвященный 100-летию со дня рождения В. Н. Лазарева. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — С. 402–417.
  • Палладио А. четыре книги об архитектуре. — М., 1936. — Кн. I. — 71 с.
  • Панофский Э. Смысл и токование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. —СПб.: Академический Проект, 1999. — 455 с.
  • Conforti C. Giorgio Vasari architetto. — Milano: Electa, 1993. — 277 p.
  • Conforti C. Giorgio Vasari. — Milano: Electa, 2010. — 77 p.
  • Conforti C., Funis F. Vasari. — Firenze – Milano: Giunti, 2011. — 52 p.
  • Hollingsworth M. Patronage in Renaissance Italy: From 1400 to the Early Sixteenth Century. — London: John Murray, 1994. — 372 p.
  • Kauffmann G. Das Forum von Florenz // Studies in Renaissance and Baroque Art presented to Anthony Blunt. — London — New York: Phaidon, 1967. — P. 37‒43.
  • Kent D., Simon P. Patronage, Art and Society in Renaissance Italy. — Oxford: Clarendon Press, 1987. —331 p.
  • Nagel A., Wood C. S. Anachronic Renaissance. — New York: Zone Books, 2010. — 456 p.
  • Patronage in the Renaissance / Lytle G. F., Orgel S. (ed.). — Princeton: Princeton University Press, 1981. — 406 p.
  • Patrons and Artists in the Italian Renaissance / Chambers D. S. (ed.). — London: Macmillan and Co Ltd Publ., 1970. — 220 p.
  • Pozzi M., Mattioda E. Giorgio Vasari: storico e critico. — Firenze: Olschki, 2006. — 438 p.
  • Riflettendo su Giorgio Vasari, artista e storico / F. Conte (ed.). — Arezzo: Olschki, 2012. — 172 p.